Потомки не простят!
Безопасность могильника отходов АЭС нужно поддерживать тысячелетиями.
Согласно договору между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о строительстве и эксплуатации БелАЭС в Островце, все отходы эксплуатации атомной станции останутся под ответственностью Беларуси, кроме отработанного топлива, которое будет отправляться обратно в Россию. Остальной радиоактивный мусор в виде жидкостей, газов или твердых материалов будет храниться в Беларуси. В течение первых десяти лет работы АЭС — на самой атомной станции. А потом для отходов будет построено специальное хранилище.
Строительство этого хранилища не предусмотрено соглашением с Россией о строительстве БелАЭС. Беларусь будет делать его отдельно за свой счет, и счет этот составит примерно 60 миллионов долларов США. Такая цифра упоминается в соответствующем постановлении Совета Министров РБ о стратегии управления радиоактивными отходами Белорусской атомной электростанции.
«Количество финансовых средств для строительства площадки хранения РАО рассчитали исходя из стоимости подобной конструкции в Литовской Республике (могильник радиоактивных отходов Игналинской атомной электростанции) и составляет около 60 миллионов долларов США. Предварительная стоимость строительства объектов первой очереди площадки сохранения РАО составит 10 миллионов долларов США», — написано в постановлении.
Это означает, что уже в ближайшие годы Беларуси нужно будет изыскать упомянутые миллионы, так как до 2028 года согласно постановлению объекты первой очереди площадки хранения уже должны быть построены.
Кроме стоимости строительства могильника, страна, которая располагает на своей территории хранилище радиоактивных отходов, подписывается обслуживать его на тысячелетия вперед. «Место конечного хранения радиоактивных отходов нужно рассчитывать на миллион лет. Есть изотопы, которые будут оставаться опасными в течение многих тысячелетий. Нет никаких гарантий, что за время существования этого могильника с большой долей вероятности не изменятся геологические условия. Не думаю, что в Беларуси есть место, которое бы с этой точки зрения гарантировало хорошие условия хранения. Таких мест вообще очень мало в мире», — говорит Владимир Сливяк, эксперт по вопросам радиационной безопасности, председатель экологической группы «Экозащита!» в Москве.
Первые же десять лет отходы будут храниться на атомной станции. Это необходимо для их охлаждения и трансформации в твердую форму, в которой потом будет удобно и менее опасно их перевозить на могильник и хранить там. Отработанное топливо также будет сохраняться какое-то время на станции перед тем, как его можно будет везти в Россию.
«Хранение отходов на станции — это обычная практика. Единственная проблема, связанная с безопасностью, — это бассейн, где охлаждается топливо. Там должно быть место хотя бы для одной аварийной выгрузки реактора. Но на новой станции такой проблемы не должно быть», — говорит Владимир Сливяк.
Площадку, где будут размещаться постепенно в течение 60 лет радиационные отходы из двух реакторов, а также около 4000 кубических метров радиоактивного мусора после вывода АЭС из эксплуатации, планируется определить до 2023 года. До 2026 года должен быть разработан проект строительства и рассчитана стоимость объектов первой очереди.
«Согласно законодательству, для такого объекта должен быть разработан отчет о воздействии на окружающую среду, что требует обсуждения с общественностью. Если вероятно, что этот объект будет также воздействовать на соседние страны, то заказчик проекта совместно с Министерством природы должны проводить консультации со всеми заинтересованными сторонами, то есть другими странами», — объясняет координатор правовой службы товарищества «Зеленая сеть» Марина Дубина.
В государстве, которое уважает закон и общественное мнение, замечания от местных жителей или других заинтересованных сторон должны учитываться и, по крайней мере, должны быть сделаны некоторые изменения в проекте, чтобы облегчить ущерб или повысить безопасность.
«Вообще, хранилище для отходов или топлива более уязвимое по сравнению с реактором. Реакторы укрепляются больше, чем могильники. В случае падения самолета или вооруженной атаки — хранилище намного опаснее, чем сама атомная станция», — говорит Владимир Сливяк.