TOP

Дрозды: как живется старожилам и новоселам?

Попытка минских властей через суд выселить из собственного дома старожилов Дроздов успехом не увенчалась. По крайней мере, пока…

Про историю, в которой оказался минчанин Александр Плаксенок, СМИ уже писали. Коротко напомним ее суть. В родительском доме на берегу водохранилища Дрозды Александр Плаксенок прожил всю свою жизнь. Здесь родились две его дочери, умерла мать… Жилище ничем не примечательно — на кухне газовый баллон, за водой нужно ходить на улицу, к ближайшей колонке.

Но если дом, в котором живет семья Александра Плаксенка самый обычный, то земля, на которой он стоит, с некоторых пор стоит огромных денег. За примером далеко ходить не нужно. Бывший глава «Белнефтехима» Игорь Жилин продает 11 соток «дроздовской» земли, на которых стоит недостроенный коттедж, за 350 тысяч долларов.

Александр Плаксенок, в отличие от Жилина, свой дом продавать не собирался и не собирается. «Здесь жил, здесь живу, здесь и умру», — говорит мужчина. Кроме самого хозяина в доме на сегодняшний день зарегистрированы еще пять человек: две дочери, зять и две несовершеннолетние внучки.

Сейчас, борясь за право остаться на земле, где прошла вся жизнь, Александр Плаксенок сражается в судах, потому что минские городские власти в лице УКС Центрального района и Мингорисполкома решили забрать земельный надел, прикрываясь формулировкой «для государственных нужд».

Государство у нас, конечно, иногда нуждается: то новую линию метро копает, то «уплотнением» занимается, не особо спрашивая при этом тех, чьи дома идут под снос. Да Бог с ним, с метро, транспорт все-таки, вещь нужная, но какая нужда у государства в 13 сотках земли в Дроздах?

— Не исключено, что ее отдадут нуждающимся, — поддерживая свои исковые требования в суде Центрального района столицы, уверял представитель УКС.

— Вы сами-то в это верите? Я ж там живу, вижу, как «нуждающиеся» строятся. Слева от меня коттедж строится, справа — тоже! Какая такая нужда у государства в этих тринадцати сотках? — парировал Плаксенок.

История проезда Веснинка в Дроздах — это и есть жизнь Александра Плаксенка. Сначала здесь была обычная деревня, но со временем, когда Минск стал разрастаться, недалеко появились многоэтажные дома. Теперь соседями Плаксенка стали известные люди. Один из них — глава КГБ Валерий Вакульчик. Его особняк стоит совсем рядом с домом Александра Плаксенка.

— Про то, что Веснинку будут сносить, я слышу года с 1975-го, — говорит Плаксенок. — Генпланы разрабатывают, утверждают, корректируют. Из-за «государственных нужд» у нас уже забрали часть огорода, но нужды это какие — элитные застройки…

Кстати, за последние 20 лет генпланов развития Минска было принято два: один в 2003-м (которым, кстати, предусматривалось отселение жителей Веснинки), а второй был принят всего несколько лет назад. Согласно этому документу, снос дома Плаксенка не планировался, городские власти просто расширили ландшафтно-рекреационную зону, проще говоря, место для зеленых насаждений.

— Я и не был особо против, — продолжает рассказ мужчина. — Для государственных нужд изымается процентов 30 площади, на которой стоит наш дом. Написал в управление капитального строительства Центрального района письмо: разрешите построить добротный дом на месте старого. Сначала там были не против, ответив, что мы ваш вопрос рассмотрим и пойдем навстречу. Позже, правда, выяснилось, что оставить меня и мою семью в Веснинке невозможно — генплан уже утвержден, государственные нужды превыше всего.

Плаксенок ознакомился с генпланом и увидел, что на месте его дома не будет ни детского садика, ни приюта для сирот. Земля, на которой он прожил жизнь, будет отдана под частную застройку. После этого в жизни мужчины и начались судебные тяжбы.

В суде Центрального района, где и проходило рассмотрение дела, выяснилось, что Мингорисполком «положил» глаз на землю в проезде Веснинка еще в 2012-м. Было принято решение об «изъятии земель». Столичные власти стали думать, что делать с семьей Плаксенка. Придумали в 2013-м: семью выселить. В доме Александра Плаксенка было прописано шестеро, предоставить им двухкомнатную квартиру в Сухарево. Квартира «типовых потребительских качеств», по словам представителя Мингорисполкома, по многим показателям превосходит дом, в котором сейчас живет семья Плаксенок. Ее площадь — 49,9 квадратного метра. Как жить в таких условиях шестерым? При предоставлении альтернативного жилья городские власти не брали в расчет троих членов семьи Александра Плаксенка — зятя Андрея Костюка и двух его малолетних дочерей, считая, что те были прописаны в Дроздах после того, как узнали, что дом идет под снос.

В Дрозды была командирована целая комиссия, которая ходила по соседям и выпытывала, проживает ли зять хозяина вместе с хозяином. Справедливости ради отметим: в зимний период, когда на улице стоят морозы, семья зятя переезжает в городскую квартиру.

В свою очередь сторона защиты представила суду документы, которые свидетельствуют о том, что зять и внуки Плаксенка были прописаны до принятия решения о сносе. Поэтому, если уж и выселять всю семью, то в квартиру метражом в 90 «квадратов». Так говорит закон. Закон говорит также о том, что срок, определенный на фактическое изъятие земельного участка, не может превышать двух лет. Получается, что все сроки давно вышли, и семью Плаксенок должны были бы оставить в покое, но представитель Мингорисполкома утверждала в суде, что у решения городских властей нет срока давности.

Закон также говорит о том, что в случае изъятия земельного участка собственнику предлагается несколько вариантов: от денежной компенсации до выбора нового жилья. Права выбора у Александра Плаксенка не было: власти решили отправить всю его семью в Сухарево. Поэтому в суде рассматривался и встречный иск Александра Плаксенка об отмене решений Мингорисполкома, связанных с изъятием земли и предоставлением новой квартиры.

На принятие решения суду понадобилось менее часа. В итоге было принято «соломоново решение». В иске УКС Центрального района к семье Плаксенок о выселении было отказано. Не был удовлетворен и встречный иск об отмене решений Мингорисполкома.

— Нас пока не выселяют, и это самое главное, — сказал после заседания Андрей Костюк. — Понятно, что точка в этом деле еще не поставлена, возможно, решение будет опротестовано. В любом случае мы будем продолжать отстаивать свои права. Надеемся добиться от городских властей законного разрешения остаться в Дроздах.

«Белорусский партизан»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.