Конрад Павлик: Мы, поляки, прекрасно знаем цену независимости
На вопросы нашей газеты отвечает Чрезвычайный и Полномочный Посол Польши в Беларуси Конрад Павлик.
У нас есть отправная точка для движения вперед
— За 25 лет дипотношений между нашими странами было всякое. Что бы вы выделили в позитивном и негативном плане?
— Прежде всего сам по себе ценен тот факт, что на протяжении более чем 25 лет мы можем выстраивать наши отношения как независимые государства. Это новое качество, которое дает совершенно новые возможности. В этом году, кроме 25-летия установления дипломатических отношений между Польшей и Беларусью, мы также праздновали 25-летие подписания договора между нашими странами о добрососедстве и сотрудничестве. Рекомендую всем ознакомиться с этим документом. Спустя четверть века он не утратил актуальности. Если обе стороны будут добросовестно реализовывать его положения, отношения между Польшей и Беларусью будут более чем хорошими. Я думаю, что сегодня мы на правильном пути, чтобы взаимодействие складывалось именно таким образом. Мы расширяем сотрудничество, интенсифицируем контакты, увеличиваем торговый оборот. Я убежден, что это верный курс. Надо просто последовательно идти этим путем.
— Негативом можно назвать только скорость реализации в жизнь этих документов?
— Скажу так: дипломату, который в данный момент занимает пост посла, трудно оценивать сразу все исторические факты. Пройдет время, я смогу оценить и собственную деятельность, но пока это делать рано.
В отношениях между нашими странами были разные моменты… Думаю, очень хорошо, что по истечении четверти века на данный момент нам удалось найти сбалансированный вариант. Во всяком случае, у нас сейчас хотя бы есть отправная точка для движения вперед.
— Можно ли говорить, что изменился вектор польско-белорусских отношений? Он стал, по-моему, более прагматичным. Это не в ущерб некоторым демократическим ценностям?
— Политика Польши в отношении Беларуси — это производное политики Европейского союза. В 2015 году были приостановлены, а в 2016 году сняты санкции ЕС в отношении Минска, что позволило обеим сторонам активизировать сотрудничество. Польша поддержала и поддерживает сейчас данный процесс, мы просто использовали шанс, который дала нам жизнь. Как сосед Беларуси и близкий партнер, мы не могли поступить иначе. Но я всегда подчеркиваю, что это не ЕС или Польша изменили политику в отношении Беларуси, а сам Минск создал для этого все условия. Санкции не были сняты без оснований, произошло это после освобождения политзаключенных и спокойного проведения президентских выборов в 2015 году. Наши сегодняшние отношения я считаю сбалансированными. Мы поддерживаем контакты с официальным Минском, при этом в ходе практически всех визитов в Беларусь польских политиков или дипломатов проходят встречи с представителями гражданского общества.
Для нас главное, чтобы все граждане польского происхождения могли чувствовать себя в Беларуси комфортно
— Складывается впечатление, что конфликт вокруг польских диаспор в Беларуси заморожен, или у сторонников Анжелики Борис в вашем лице по-прежнему доминирующая поддержка?
— Я неоднократно говорил в своих интервью, что фактически в Беларуси существуют две крупнейшие организации поляков — та, которую признает Минск, и та, которую признает Варшава, — разделившиеся в 2005 году. Пока мы не в состоянии пойти дальше, но данный вопрос вызывает меньше напряженности, чем еще несколько лет назад.
— Это очевидно и бесспорно.
— Для нас главное, чтобы все граждане польского происхождения — независимо от взглядов — могли чувствовать себя в Беларуси комфортно, изучать родной язык, продолжать культурные традиции предков. Так же, как все белорусы, проживающие в Польше, могли свободно развивать свою национальную идентичность, культуру, язык, религию. Если так будет происходить по обе стороны границы, мы решим все проблемы.
— Традиционно о «малом приграничном движении». Семь лет назад были решены все юридические нюансы. А как обстоят дела сейчас?
— Действительно, с польской стороны процедура была завершена несколько лет назад, она готова к внедрению. Мы ждем решения и окончательного подписания документов белорусской стороной. В свою очередь, мы отмечаем прогресс в вопросе безвизового режима для прибывающих на Августовский канал, в аэропорт Минска, Беловежскую пущу, что расширяет возможности взаимодействия между нашими странами и одновременно является своего рода локальным приграничным движением с белорусской стороны.
Благодаря безвизовому режиму до конца года Беларусь может посетить порядка 50 тысяч поляков — это внушительная цифра, которая может принести конкретную пользу белорусской экономике. Мы, со своей стороны, рады, что 400 тысяч белорусов ежегодно получают наши визы и благодаря им ездят в Польшу.
Единственное, чего не хватает для завершения всей процедуры, — это обмена дипломатическими нотами о внедрении малого приграничного движения. Повторюсь, с польской стороны юридическая процедура завершена. Мы готовы внедрить малое приграничное движение. Инициатива принадлежит исключительно белорусской стороне. При этом важно обратить внимание, что малое приграничное движение — это польза для обеих сторон. Я убежден, что в случае его внедрения многие поляки захотели бы посетить Беларусь через все пункты пропуска и на протяжении всей приграничной зоны, что, безусловно, принесло бы определенную выгоду белорусской экономике.
Сотрудничество становится всесторонним и глубоким
— В одном из ваших интервью определены два приоритета на ближайшее будущее — экономическое сотрудничество и культурное. А политическое? Или его впредь (как того хочет белорусская власть) не будет вообще? Или будет только на официальном уровне?
— Мы осуществляем всестороннее сотрудничество. Политика касается всех сфер нашего взаимодействия. И хотя мы иногда о ней не говорим, без нее мы не смогли бы наладить отношения между нашими странами. Политические контакты развиваются не только на международном уровне, но и на уровне наших парламентов. Я считаю, это позволяет лучше узнать и понять позиции сторон по различным вопросам. Мы поддерживаем контакты со всеми белорусскими депутатами, в том числе с двумя независимыми. Наше сотрудничество становится всесторонним и глубоким. По итогам восьми месяцев текущего года мы являемся третьим торговым партнером Беларуси (после России и Украины) и четвертым по величине иностранных инвестиций.
— Мне довелось побывать в Браславе, где на польские деньги создана парусная школа. Очень красиво! Но что там будет через годы? Вы отслеживаете судьбу собственных проектов?
— Естественно, это элемент всей процедуры. Проект не осуществляется только на сиюминутном уровне. Очень важно видеть его дальнейшее развитие.
Посольство ежегодно реализует так называемые малые гранты. Сегодня это 400 тысяч евро. Мы стараемся, чтобы проекты приносили конкретную пользу локальным сообществам, создавали рабочие места, увеличивали туристическую привлекательность регионов, то есть в итоге способствовали развитию. Примером такого проекта является финансируемая нами парусная школа в Браславе. Кроме того, продолжая данный проект, мы финансируем обучение белорусских инструкторов по парусному спорту. Повторюсь, мы не забываем о реализованных проектах, стараемся наблюдать, что с ними дальше происходит, и заботимся об их продолжении, если это нужно и целесообразно. С этой точки зрения проект в Браславе я считаю образцовым и одним из наиболее удачных. После открытия парусной школы проект был продолжен, недавно состоялось обучение инструкторов. Это дает много полезного. Во-первых, возможность молодым людям научиться правильно управлять парусными лодками. Во-вторых, и это очень важно, повышает туристическую привлекательность Браславщины и в конечном итоге способствует экономическому развитию региона. Образно говоря, озеро Древяты становится более живым.
Мы реализуем и другие проекты. Конкретным примером являются Барановичи, где мы помогаем не только реабилитации, но и инклюзии людей с инвалидностью. Для них создано более двух десятков рабочих мест. Закуплено оборудование, спецтранспорт, чтобы отвозить людей на работу и обратно.
Безусловно, важно быть донором, но не менее важно, что все проекты мы осуществляем вместе с белорусской стороной. Это самый важный элемент польской помощи, которая осуществляется практически во всех странах Восточного партнерства.
Вернусь к Барановичам.
Недавно я присутствовал на встрече делегаций городов-побратимов, которую проводили именно там. Очень интересное мероприятие. Я бы сказал, что и по масштабу немаленькое. С польской и белорусской сторон приняло участие по 30 делегаций. Это доказательство того, что у нас есть перспективы.
Независимость позволяет каждому народу в собственной стране быть хозяином
— Многие говорят, что сократилась (взять хотя бы историю с «Белсатом») польская поддержка тех сфер, которые противоречат интересам белорусских властей. Это так?
— Вопрос «Белсата» не входит в компетенции нашего посольства. Как я уже говорил, наши контакты с независимыми кругами, гражданским обществом не ослабевают. И мы видим, что некоторые из них могут в Беларуси сделать больше, чем в предыдущие годы.
— Слышал, что в Польше растет неприязненное отношение к эмигрантам, которые в большинстве своем славяне, в том числе и к белорусам. Ваш комментарий на сей счет.
— Единичные случаи не должны заслонять общую картину. 400 тысяч белорусов ежегодно получают польские визы, более 25 тысяч белорусов получили в первом полугодии текущего года разрешения на легальное трудоустройство в Польше, в нашей стране учится 4,5 тысячи студентов из Беларуси. Я думаю, что эти цифры говорят сами за себя. Проблема в том, что положительные примеры не привлекают внимания, а каждый негативный получает широкую огласку. Уверяю, что общая картина — положительная. Цифры это подтверждают более чем убедительно.
Граждане Беларуси — вторая по численности после украинцев (около 900 тысяч) группа иностранцев, легально работающих в Польше.
— Конечно же, не могу не спросить о вашем отношении к швейцарским событиям вокруг памятника Тадеушу Костюшко.
— Тадеуш Костюшко — это личность, объединяющая наши народы. Я это подчеркнул, посещая 15 октября место его рождения в Меречевщине. Совместно с местными властями, представителями дипломатического корпуса и общественных организаций мы спустя 200 лет после его смерти отдали дань памяти этому выдающемуся человеку. Кроме того, 12 октября в Молодежном театре в Минске состоялась премьера польско-белорусского спектакля о Тадеуше Костюшко.
Я очень доволен, что в Золотурне по инициативе белорусов Швейцарии установлен памятник Костюшко. На церемонии открытия присутствовали польские дипломаты, которые обратились к собравшимся на белорусском языке, что говорит само за себя.
— Мы разговариваем накануне самого главного польского праздника — Дня Независимости. Поздравляем вас! Будем признательны за ответ на вопрос: что дала полякам независимость?
— Независимость позволяет каждому народу в собственной стране быть хозяином и формировать уклад жизни в соответствии с собственными представлениями, традициями, культурой. Для поляков это особенно важно, так как в истории были периоды, когда у нас не было возможности самостоятельно принимать решения. Поэтому День Независимости 11 ноября так важен для нас. В следующем году мы будем праздновать 100-летие возрождения польского государства после Первой мировой войны, что имеет для нас символическое значение. Принята конкретная государственная программа, привлечены конкретные финансовые фонды. Такой юбилей надо отметить достойно!
Мы, поляки, прекрасно знаем цену независимости и то, сколько необходимо пожертвовать ради нее. Поэтому этот праздник очень важен для нашей национальной идентичности. Мы рады, что Польша сегодня — свободная и независимая страна. Для многих поколений поляков это была недостижимая мечта.
Беседовал Александр Томкович
Читайте также:
Сокровенная мечта Михаила Пастухова