Телевизор будет убеждать белорусов, что еды в холодильнике полно
Госбюджет Беларуси на 2018 год эксперты называют не социально ориентированным, а идеологически-силовым. Телевизор будет убеждать белорусов, что еды в холодильнике полно, а тех, кто не поверит, будут сдерживать от волнений силовики.
После двухдневного обсуждения 19 декабря депутаты Палаты представителей одобрили во втором (окончательном) чтении госбюджет страны на 2018 год, приняв соответствующий пакет документов. Парламентарии заметили, что по сравнению с первоначальным проектом, который они рассматривали месяц назад, практически все расходные статьи были урезаны примерно на 10%, зато резервный фонд президента увеличился почти в 3 раза. Несколько выросли и расходы на силовые структуры. В чем особенности бюджета будущего года (он вступит в силу после одобрения Советом Республики и подписания президентом), как его оценивают аналитики?
Приоритеты властей
Оппозиционный депутат парламента Анна Канопацкая в беседе с DW сообщила, что спрашивала у министра финансов Беларуси Владимира Амарина, чем обусловлена корректировка бюджета. В ответ, по ее словам, было сказано, что решено было не трогать основные статьи, а все остальные, которые не носят значимого характера, — урезать.
«Вы знаете, какие статьи не тронули? Не тронули Комитет госбезопасности и Комитет госконтроля, Оперативно-аналитический центр при администрации президента. Так что для государства приоритетно — социальная сфера, здравоохранение и образование или все-таки КГБ?» — задала риторический вопрос Канопацкая.
Минский экономист, эксперт проекта «Кошт урада» Дмитрий Иванович на основании корректировки проекта, а также сравнивая бюджет 2017 и 2018 годов, назвал в интервью DW бюджет предстоящего года идеологически-силовым, так как, по его оценке, на будущий год увеличено финансирование в основном силовиков и государственных пропагандистских ресурсов. То есть, по выражению эксперта, телевизор будет убеждать белорусов, что холодильник полон, а тех, кто не поверит, будут удерживать от волнений правоохранительные органы.
Параллельные бюджеты
Иванович отметил и своего рода тихую бюджетную революцию в Беларуси. Резервный фонд президента запланирован в размере 1,2 млрд белорусских рублей (около 502 млн евро в пересчете), а в региональных бюджетах предусмотрены аналогичные резервные фонды, сравнимые по размерам с самими бюджетами. Эксперт также обратил внимание на непрозрачный характер расходов таких фондов, предупредив, что может получиться так, что «образуются такие своеобразные удельные князья в различных областях».
Как объяснил 18 декабря депутатам министр финансов Владимир Амарин, источником для формирования таких фондов послужат сверхплановые доходы местных бюджетов, расходование которых будет производиться по решению президента. Так что вряд ли можно делать акцент именно на феодальной раздробленности — и в центре, и на местах принимать решения по традиции будет А. Лукашенко.
Предполагается, что сверхплановые доходы через резервные фонды будут использованы для обеспечения роста зарплат. Дмитрий Иванович недоумевает, почему соответствующие средства не оставили в статьях расходов на зарплату в бюджетной сфере (образование, здравоохранение и т.д.), а перевели под личный контроль президента. Тем более что и так бюджетникам говорят, что зарплату им платит глава государства.
Среднюю зарплату в тысячу рублей уже не планируют
Экономист указал, что правительство вовсе не планирует достигать обещанной президентом белорусам средней зарплаты в 1000 рублей. Министр труда и соцзащиты Ирина Костевич по просьбе депутата Ольги Политико озвучила прогноз правительства по зарплатам на 2018 год. По словам министра, при консервативном сценарии бюджетники будут получать в среднем 700 рублей, а средняя зарплата по стране составит 921 рубль. Если же, как выразилась Костевич, сработает хорошо экономика, то средняя зарплата в бюджетной сфере достигнет 760 рублей, а по стране — 941 рубль. Для сравнения: последний показатель в октябре 2017 года в Беларуси равнялся 841 рублю.
Экономист Дмитрий Иванович констатирует, что при таких планах правительство не может достичь поставленной президентом цели — средней зарплаты в тысячу рублей. Более того, по мнению экономиста, уже выданные ноябрьские зарплаты создают проблемы для Нацбанка, так как население начинает активно скупать валюту. В проекте бюджета Беларуси на будущий год заложен курс белорусского рубля к доллару США на уровне 2,038 рубля за доллар, и пока не понятно, сможет ли его удержать правительство при запланированном росте зарплат.
Что касается пенсий, то, по словам Ирины Костевич, они будут составлять 40% средней зарплаты по стране, то есть средняя пенсия в зависимости от сценария развития ситуации в экономике Беларуси планируется в пределах от 368 до 376 рублей. А вот размер пособия по безработице, которое сейчас в Беларуси составляет ровно 11 евро в эквиваленте, как сообщила министр, увеличивать никто не планирует.
Новые налоги назначат указом президента
В этом году впервые пакет бюджетных документов в Беларуси принимается без корректировки налогов. 23 ноября президент подписал декрет № 7 «О развитии предпринимательства», и так вышло, что изменение налогов вывели из-под парламентского контроля.
Как объяснил депутатам министр финансов Амарин, в связи с наличием в декрете требования о стабильности налогового законодательства решено не вносить в текущем году изменения в Налоговый кодекс путем принятия соответствующего законопроекта. И добавил, что совершенствование отдельных норм налогового законодательства будет проходить посредством президентских указов.
Добавим, что 23 ноября правительство провело через Палату представителей поправки в закон «О международных договорах Республики Беларусь», получив возможность без обсуждения парламентом и без ратификации в нем привлекать кредиты международных организаций — они теперь также будут утверждаться исключительно указами президента.
Анна Канопацкая в этой связи обращает внимание на то, что за несколько недель между обсуждением проекта бюджета в комитетах и комиссиях и его принятием указанная в документе сумма внешнего долга выросла на 600 млн долларов — и это притом, что пока парламент еще ратифицирует договоры о получении иностранных кредитов. Теперь же без депутатов будут менять и налоги. Впрочем, Канопацкая возлагает надежды на то, что в стране до 2020 года будет действовать мораторий на повышение налоговых ставок.