TOP

Что готовит нам 2018-й?

Как известно, делать прогнозы — занятие довольно рискованное. Но руководитель и создатель проекта Belarus Security Blog Андрей Поротников этого не боится. И не удивительно, потому что редко ошибается. Посмотрим, что будет в этот раз…

Никто к нам вторгаться не собирается

— Какие факторы, на ваш взгляд, будут влиять на безопасность и устойчивость Беларуси в 2018 году?

— Понятие безопасности — вещь комплексная и учитывает массу факторов. У нас принято обращать внимание в основном на силовые составляющие. В настоящее время угрозы внешнего силового давления не просматриваются. И никто к нам вторгаться не собирается. Из реальных вещей на состояние безопасности Беларуси будет влиять характер наших отношений с Украиной, Россией и Китаем.

— А почему не с Западом?

— Потому что эти отношения находятся в точке некоей стабильности. Правда, это стабильность вроде стабильности в доме престарелых или инвалидов. Но, по крайней мере, не кладбищенская, как было несколько лет назад.

Прогресс белорусско-европейских отношений будет постепенным и не сильно впечатляющим. Амбициозных целей ни одна из сторон перед собой не ставит. Этап, когда за счет смены риторики Минску удавалось добиться политического прогресса на западном направлении, минул. ЕС хочет конкретных шагов. Показателем готовности Минска к таким шагам может стать решение по регистрации партии БХД и выборы в местные советы депутатов. Пока я скорее пессимист в этой части.

В остальном продолжится прежняя политика ЕС, направленная на повышение осведомленности о ситуации в Беларуси и точечном вовлечении белорусских властей на различных уровнях в двустороннее сотрудничество.

Если говорить о прогрессе в белорусско-американских отношениях, то он будет на уровне «чуть больше, чем ничего». До возврата послов двух стран в Вашингтон и Минск никаких заметных улучшений не предвидится.

Во второй половине года в Кремле вплотную начнут работать над предстоящими выборами в Беларуси

— Вернемся тогда к перечисленным выше факторам. Каков прогноз отношений Беларуси с Россией?

— Динамика задана 2017 годом. Отрицать факт игнорирования Путиным Лукашенко уже не получается. Сейчас Кремль занят внутренними вопросами и предстоящими в России президентскими выборами. Происходящее в Иране показывает, что самоуспокоение правящего класса чревато неприятными сюрпризами.

Однако во второй половине года в Кремле вплотную начнут работать над предстоящими выборами в Беларуси. Главное, им предстоит принять решение: поддерживать и дальше Лукашенко или попытаться его «шатнуть». Но не так, чтобы обвалить, а чтобы максимально ослабить. И продать российскую поддержку и признание белорусских президентских выборов за какие-то реальные, практические выгоды. А не только за слова любви и уважения. И тут есть дилемма: с одной стороны, Лукашенко для Москвы хотя партнер и предельно неудобный, но при этом понятный; с другой — присутствует фактор раздражения российского руководства белорусским визави. А для Владимира Путина личностные факторы важны. А соблазны «отомстить» Лукашенко за то, что в Москве многие считают предательством и двуличностью, высоки.

Интересно наблюдать, что сейчас появляется все больше критики в адрес Союзного государства Беларуси и России. Критика обоснованная. Но проект СГ — это главный актив официального Минска в политических отношениях с Кремлем.

Этакий символ эксклюзивности двустороннего взаимодействия. При этом показательны основные нарративы, которые продвигают критики СГ: это либо растворение проекта в Евразийском экономическом союзе и ОДКБ, либо радикальное углубление интеграции. Первое лишает официальный Минск статуса эксклюзивного партнера Москвы, второе — приглашение к попаданию в вассальную зависимость.

И все это на фоне большого входа российских денег в белорусскую политику. С учетом вероятных ранних президентских выборов в Беларуси уже в начале 2019 года, по-моему, мы станем свидетелями массы интересных событий и явлений.

— Однако в 2017 году впервые за много лет вопросы по нефти были решены белорусскими и российскими чиновниками в рабочем порядке и без скандалов. И на выгодных для Минска условиях…

— … которые успокоили официальный Минск и резко снизили стимулы к развитию отношений с международными финансовыми организациями. Что по факту сохраняет, а то и усиливает зависимость белорусских властей от Москвы по части финансов.

Ну и плюс дезориентирует в белорусском руководстве тех лиц, которые ответственны за выработку политических решений за счет разнонаправленных знаков: условно говоря, НТВ шлет одно, а Газпром — другое. Психологически удобнее в ситуации выбора между плохим вариантом и хорошим ориентироваться на позитив. Но это может оказаться ошибкой. Самоуспокоение в политике, тем более сейчас — непростительная глупость.

Поэтому я бы сказал, что подписание нефтяного баланса интригу белорусско-российских отношений не снимает, а усиливает.

У белорусской стороны потребительское отношение к Украине

— Последнее время отношения с Украиной явно не вселяют оптимизма. Чего ждать дальше?

— Украина для нас — второй по важности экспортный рынок. И самый премиальный. Кроме того, до недавнего времени Киев был активным политическим лоббистом официального Минска на Западе. К сожалению, у белорусской стороны весьма потребительское отношение к Украине. В Минске считают, что с учетом проблем в соседней стране и нашего «донорства безопасности» никуда украинцы от нас не денутся. И Беларусь будет в состоянии и дальше снимать гешефты политического и экономического характера в двусторонних отношениях.

В Киеве такое отношение видят и воспринимают его со все большим раздражением. По мере приближения президентских и парламентских выборов в Украине на фоне внутренних проблем тот же Порошенко может усилить свое позиционирование как сильного лидера в тяжелое время. А это потребует от него не только ужесточения риторики, но и конкретных действий. С учетом того, что в Украине Беларусь все чаще именуют «союзником агрессора», Минск может ждать масса неприятных сюрпризов.

— Украина зависит от поставок из Беларуси нефтепродуктов. Так что ухудшение отношений ударит больно по двум сторонам. Насколько Киев может быть готов к получению дополнительных проблем?

— Действительно, основа белорусского экспорта в Украину — нефтепродукты. А конкурентны они благодаря цене. Но российские нефтяные компании в случае принятия политического решения тоже могут подвинуться по цене. А за счет поставок в Украину через своих европейских «дочек» снимаются политические ограничения для работы на украинском рынке. То есть повторяется история с поставками из ЕС по факту российского газа. Хотя в Киеве уже готовы покупать газ в РФ напрямую в случае, если украинцев устроит цена. Почему с нефтепродуктами этого не может быть? Так что нельзя полностью исключать возможности поставок нефтепродуктов в Украину напрямую из России по ценам ниже тех, которые могут предложить белорусы. В Киеве такие вещи уже как минимум проговариваются на уровне политических лоббистов.

Ухудшение белорусско-украинских отношений — это проблема для Беларуси. А Украина их просто не заметит. В Минске забывают, что наши страны в разных весовых категориях. Украина для Запада гораздо важнее Беларуси. И для России тоже. А минское руководство и дальше носится с идеей, что мы центр Европы и никто без нас тут ничего не смеет решать.

Можно будет спрятаться за спиной председателя Си

— О белорусско-китайских отношениях много говорится, но пока результаты не впечатляют. Какую роль далекий Китай может играть для Беларуси в вопросах безопасности?

— Экономические результаты отношений с Пекином, возможно, и не впечатляют. Но отношения в области ВПК и безопасности развиваются весьма динамично. Результатом чего является та же РСЗО «Полонез». И их дальнейшее развитие может подстегнуть трансформация политического режима в Пекине.

Проблема Беларуси в том, что у нас нет ни одного специалиста по китайской политике. Поэтому пока мы можем обсуждать китайскую проблематику поверхностно, опираясь на мнение зарубежных экспертов. Большинство из них сходятся во мнении, что Си Цзиньпин приступил к концентрации власти в своих руках. Китай отказывается от принципа регулярной и полной ротации правящей верхушки и откатывается к вождистскому типу руководства страной.

Далее, экономический рост в КНР ожидаемо замедляется. А проблемы в экономике, финансах и социальной сфере — накапливаются. Для понимания ситуации: совокупный долг КНР (государства, предприятий и физлиц) — порядка 27 трлн долларов. То есть 20 тысяч долларов на каждого китайца. В случае роста внутреннего политического напряжения есть вероятность, что Пекин попытается компенсировать проблемы внутренние достижениями на международной арене. А о том, что проблемы внутри страны нарастают, косвенно свидетельствует переподчинение Вооруженной народной полиции КНР напрямую высшему руководству страны. То есть председателю Си. Можно ожидать, что внешняя политика Китая станет более активной, иногда — агрессивной. И все большее значение для Пекина будет иметь символический капитал. Например, публичное признание китайского лидерства, выражение уважения к Китаю и готовность следовать в русле его политики со стороны других государств. И вот тут перед дорогим Александром Григорьевичем открываются новые возможности: можно тряхнуть стариной и вспомнить опыт 90-х, когда Москва меняла деньги на публичные обещания любви и братства. В данном случае для Минска важны не деньги, а некие политические гарантии со стороны Пекина, что в случае попыток внешнего вмешательства во внутреннюю политику Беларуси или давления на нашу страну можно будет спрятаться за спиной председателя Си. Китай будет для Минска выполнять прежнюю роль России: основного гаранта внешней безопасности. Естественно, в данном случае против России.

В целом вариант китайских гарантий безопасности для Беларуси был бы на текущем этапе оптимальным.

Александр Томкович

Читайте также:

Посол Литвы в Беларуси Андрюс Пулокас: Самое важное в том, что нам удалось сохранить отношения между людьми

Посол Латвии в Беларуси Мартиньш Вирсис: Наши отношения складываются прагматично и конструктивно

Конрад Павлик: Мы, поляки, прекрасно знаем цену независимости

Петер Деттмар: Близость наших народов измеряется не только географическими параметрами, но и сотрудничеством и общей исторической памятью

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.