TOP

О чем послание?

23 января Конституционный суд принял очередное послание о состоянии конституционной законности в стране. Его адресаты — президент и обе палаты парламента. О чем послание и для чего его надо писать?

Все у нас хорошо…

«Развитие демократического правового государства и социально благополучного общества на принципах равенства и справедливости, реальное гарантирование прав и свобод человека, гармоничное развитие личности … определяют направление развития современного конституционализма в Республике Беларусь».

Вот какой видится наша жизнь из окон нового здания Конституционного суда. Интересно, выходят ли судьи на улицу, бывают ли они в магазинах, читают ли независимые издания и сайты?

Однако прильнем к первому разделу послания, где речь идет о той самой работе судей, за которую им начисляют зарплату. По секрету скажу, что главным делом Конституционного суда сейчас является проверка конституционности законов, принятых парламентом. Так вот, за 2017 год суд проверил на предмет конституционности 31 закон.

Несколько вопросов для читателей: назовите хотя бы один из этих законов, кто слышал о принятых решениях КС, какие результаты проверок?

Прогнозирую ответы: не знаем, не слышали, не догадываемся. В то же время могу успокоить озадаченных читателей: все принятые парламентом законы, как и раньше, соответствуют Конституции и, конечно же, направлены на осуществление конституционных прав и свобод граждан.

Позволю обратить внимание читателей на некоторые законы, которые благополучно прошли сквозь «сито» Конституционного суда. Первым называется Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам государственных пособий семьям, воспитывающим детей». Для того чтобы представить, о каких изменениях и дополнениях шла речь, воспроизведу лишь одну норму. Согласно ч.1 ст.13 закона, пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет назначается и выплачивается: «за первого ребенка — 35% среднемесячной заработной платы работников в республике, на второго и последующего детей — 40%».

Как отмечалось в «Снплюс», средняя зарплата по стране в ноябре 2017 г. составляла 836,9 рубля. «Отрежем» от нее 35%. Получается неполных 300 рублей. То есть по 150 рублей на мамочку и ребенка. В такой ситуации мамочке, весьма вероятно, придется доедать кашку и прокисшее молочко.

Но судей КС это мало беспокоит. В своем решении от 29 июня 2017 г. они пришли к выводу, что «устанавливаемое проверяемым законом законодательное регулирование направлено на надлежащую государственную поддержку семьи, материнства, отцовства, установление правовых механизмов, обеспечивающих указанным институтам защиту, адекватную целям социального государства на современном этапе с учетом его развития и финансовых возможностей».

Конституционный суд проверил также поправки в законы «О социальном обслуживании», «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь», «Об инвестиционных фондах», в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. И никаких нарушений Конституции, как и прав и свобод, не было обнаружено.

Граждане пишут письма

По действующему законодательству, в Конституционный суд вправе обращаться только президент, правительство, палаты парламента, Верховный суд. Граждане лишены такого права, хотя в других странах они уполномочены ставить перед Конституционным судом вопросы о нарушении своих конституционных прав и свобод.

Тем не менее, обиженные властями граждане пишут жалобы в Конституционный суд. В прошлом году от граждан и организаций в суд поступило 602 обращения. Как следует из послания, в них содержались требования о проверке конституционности нормативных актов, устранении в них пробелов и исключении правовой неопределенности, толковании нормативных актов, реализации решений суда.

И какой результат обращений? Предметом рассмотрения стали лишь три письма. В них, в частности, шла речь о правовой неопределенности в нормах УК и УПК относительно регулирования конфискации, о формулировках в статьях 44 и 48 УПК об оказании юридической помощи гражданам в уголовном процессе и о правовом регулировании права на защиту в административном процессе.

Попытки граждан понудить уполномоченных субъектов обратиться в КС с целью проверки конституционности ряда нормативных актов в 72 случаях (по данным КС) успехом не увенчались. В результате гражданам было отказано в правосудии, что является грубым нарушением международных обязательств Республики Беларусь (ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах).

Такое положение не украшает и Конституционный суд, который молчаливо взирает на то, что граждане не могут добиться защиты своих прав и свобод. За 20 лет можно было бы внести поправки в законодательство и предоставить гражданам право обращаться в суд и требовать проверки нормативных актов, в том числе декретов и указов президента.

Чуть-чуть улучшить ситуацию…

В заключительной части послания суд обычно что-то предлагает для улучшения законодательства и практики его применения. В этот раз суд поддержал курс на цифровую экономику. По мнению суда, это должно выражаться в подготовке «научно обоснованных концептуальных методологических основ долгосрочного прогнозирования эффективности законодательства и его способности обеспечивать поступательное и целенаправленное решение экономических, социальных и иных актуальных проблем общественного развития».

Понятно, о чем идет речь? Если нет, перечитайте еще раз. Не понявшие предложение судей могут обратиться за разъяснениями в экспертно-правовое управление суда (контактный телефон 327-80-12).

Конституционный суд также полагает, что «для устойчивого социально-экономического развития в условиях глобализации и динамизма интеграционных процессов необходимы современные подходы к формированию законодательного регулирования в сфере экономики». Далее судьи пытаются разъяснить свой подход, но понять его, поверьте, невозможно. Думаю, что и президент, и депутаты оставят эти «пожелания» судей без внимания, как это они делали в прежние годы.

Нужен ли нам такой суд?

Подведем итоги работы Конституционного суда за 2017 год. 12 судей проверили 31 закон на предмет конституционности. Секретариат суда прочитал 602 письма и посоветовал судьям отреагировать на три случая. Еще судьи написали президенту и палатам парламента послание. И это вся работа?

Как видим, судьи, как и штат обслуживающих их сотрудников, не очень-то напрягаются. При этом никакой инициативы они не проявляют, в том числе по письмам граждан. Причина сугубо формальная — в суд могут обращаться только уполномоченные субъекты. В этой связи суд предпочитал «не замечать» нормативные акты, которые явно вступали в противоречие с Конституцией и нарушали права граждан. Речь идет о том же декрете №3 о «тунеядцах». Декрет № 1 от 25 января 2018 г. также не стал предметом рассмотрения Конституционного суда. И, видимо, не станет, поскольку едва ли кто из органов власти решится поставить его под сомнение, а мнение граждан суд может, по старой привычке, игнорировать.

Нужен ли такой суд? На мой взгляд, не нужен. Его следует упразднить. Нам нужен другой Конституционный суд. Самостоятельный, независимый, авторитетный.

Михаил Пастухов, профессор, заслуженный юрист, бывший судья Конституционного суда

Читайте также:

О бюджете, ценах и пенсиях

Надо двигаться к лучшей жизни

«Людей сажают, как картошку по весне…»

Как убрать позорное пятно прожиточного минимума?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.