В поисках идеального государства
15 марта на встрече с членами Конституционного суда А.Лукашенко снова заявил о необходимости внесения поправок в Основной закон страны.
Как совершенствовать Конституцию?
В своем выступлении А.Лукашенко отметил: «Законодательство — живой процесс, который должен совершенствоваться, чтобы не отстать от той жизни, которая пульсирует вообще в мире». И далее: «Если уж мы и пойдем на изменение Конституции, то нас никто не должен упрекнуть. А для этого надо изучить мировой опыт… Поэтому нужно взять лучшее из мирового опыта… Мы должны создавать свои законы и прежде всего Основной закон для нашей страны и народа».
С этими посылками главы государства следует согласиться, но хотелось бы узнать, в каком направлении нужно совершенствовать Конституцию? По всей видимости, А.Лукашенко ожидает от нынешних конституционных судей, что они выступят в роли мудрецов-юристов и предложат именно те поправки, которые ждет от них глава государства. Более того, он так доверяет этим судьям, что не видит необходимости проводить какие-то совещания или создавать рабочие группы. По его мнению, можно будет ограничиться теми формулировками, которые они предложат.
Получается, что мы — граждане страны, становимся заложниками той позиции, которую займут в этом вопросе члены Конституционного суда? Возможно, глава государства полагается на их профессионализм и судейскую непредвзятость. Но лично я им не верю, потому что знаю, как они назначались на свои должности и каковы их профессиональные качества. На мой взгляд, они могут сделать только то, о чем их «попросили» (хотя такая просьба является грубым нарушением принципа независимости суда и использованием судей не по назначению).
О каких поправках идет речь?
В официальной информации о встрече почти нет конкретики о содержании предстоящих поправок в Конституцию. По словам А.Лукашенко, «все просто», и нужно «правильно выбрать момент для внесения изменений в Конституцию».
Приходится лишь догадываться, о каких поправках может идти речь на очередном референдуме. Правда, на этот счет можно найти подсказки в практике конституционных преобразований бывших советских республик. Прежде всего, это увеличение срока президентских полномочий и усовершенствование механизма пролонгации этих полномочий. Так, в России уже второй раз на должность главы государства избирают на 6 лет. В Армении 2 марта 2018 г. Национальное собрание (парламент) утвердил в должности главы государства «правильного кандидата» на 7 лет. 11 апреля досрочные президентские выборы пройдут в Азербайджане. Распоряжение на этот счет подписал Ильхам Алиев. Его будут переизбирать тоже на 7-летний срок.
А у нас главу государства избирают только на 5 лет. Не успел принести присягу при вступлении в должность, как надо начинать новую избирательную кампанию. По одному и тому же всем надоевшему сценарию. По всей видимости, хочется чего-то нового, чтобы надежно и на более длительный срок. Вот, к примеру, в Армении: есть проверенный парламент, который изберет нужного человека. И что важно: народ при этом не отвлекается от своих насущных дел, не возбуждается, как на всенародных выборах.
А еще можно дать политическим партиям больше свободы и представительства в парламенте. Правда, не всем, а только «правильным». Для того чтобы нежелательные партии не допустить в парламент, есть надежное средство: установить высокий избирательный барьер, например, 7%.
Впрочем, все остальные поправки станут лишь декорацией на фоне главных изменений и дополнений. А чтобы никто в них не разобрался, надо побольше поправок, самых разных. Тогда можно будет говорить о новой редакции Конституции, со дня принятия которой начнется новый этап белорусской истории, как, впрочем, и отсчет сроков президентских полномочий.
Однако возникает вопрос: насколько такая форма власти отвечает интересам белорусского народа, его менталитету, культуре, национальной самобытности?
БНР как модель государства
Март 2018 г. напомнил гражданам современной Беларуси о славной дате в истории белорусского народа — 100-летии со дня провозглашения Белорусской Народной Республики. В короткий период истории (с 7 декабря 1917 г. по 10 декабря 1918 г.) патриотические силы той Беларуси сумели объединиться, сформировать высшие органы власти, принять ряд важных исторических документов.
В качестве высшего представительного органа БНР выступал сначала Всебелорусский съезд, а после его разгона — Рада Съезда. 21 февраля 1918 г. было сформировано правительство БНР — Народный секретариат. Позднее он был преобразован в Раду народных министров (Раду БНР).
Первое правительство БНР успело многое сделать для развития национальной государственности. В частности, было принято постановление о государственном статусе белорусского языка, открылись белорусские школы и гимназии, создавались национально-просветительские общества, выходили белорусские газеты, велась работа по открытию белорусского университета. Государственными символами БНР стали бело-красно-белый флаг и герб «Погоня».
Однако в то сложное время БНР не смогла противостоять внешней интервенции. В декабре 1918 г. правительство БНР вынуждено было переехать в Вильнюс, а затем — в Гродно. 1 января 1919 г. большевики провозгласили образование ССРБ.
Ряд белорусских историков (Николай Ермолович, Анатолий Грицкевич, Леонид Лыч, Алесь Кравцевич, Станислав Рудович, Валентин Голубев) считают, что Белорусская Народная Республика стала моделью белорусской государственности. В ней особенно привлекает отсутствие должности президента. Ключевую роль в БНР играл председатель Рады народных министров.
Очевидно, что для выработки наиболее подходящей модели белорусского государства необходимо использовать зарекомендовавшие себя формы и традиции, в том числе практику БНР. Представляется, что первым должностным лицом в белорусском государстве должен быть не президент, а председатель парламента или правительства.
Такая модель государства для Беларуси предлагается мною в виде новой редакции Конституции 1994 года. Она может стать альтернативой для поправок в Конституцию, которые собираются подготовить члены Конституционного суда «в свободное от работы время». Считаю, что Беларусь должна стать парламентской республикой, где единственным и полноправным хозяином может быть народ. Каждый из нас — носитель власти и самостоятельный субъект. Никто не вправе навязывать нам свою волю и власть. Поэтому целесообразно вернуться к коллегиальной форме правления как самой демократической, мудрой и взвешенной.
Михаил Пастухов, профессор, заслуженный юрист, бывший судья Конституционного суда
Читайте также:
Уместны ли игры с переодеванием?
По какой Конституции будем жить?
Почему зэки не приживаются на «воле»?