Отдаст ли Лукашенко власть местным Советам?
В Беларуси собираются повысить роль местных советов депутатов в решении актуальных вопросов социально-экономического развития регионов и системе государственного управления. Эксперты рассуждают о том, когда это сработает.
Мацкевич: Повысить самоуправление, которого нет, невозможно
Методолог и философ Владимир Мацкевич полагает, что в построенной в Беларуси вертикали власти советам отведено ничтожное место, и никакими мерами невозможно повысить их роль.
— Сегодняшние советы — это низший уровень реализации решений, принятых сверху и спускаемых по вертикали. Это и есть крайние исполнительные структуры, хотя они и не являются исполнительной властью, — отмечает аналитик.
Работа советов должна была бы определяться их компетенцией: бюджетом, которым они распоряжаются, Конституцией страны и ответственностью перед избирателями.
— Как можно повысить роль мастера цеха в технологической цепи на заводе? В технологии каждому отведено свое место, вот и вся государственная система у нас создана как сбалансированная машинка, ни в одном звене которой нет места самоуправлению, — считает Владимир Мацкевич. — Тут можно только повысить меру ответственности, например, наказание за неисполнительность, можно пытаться повысить исполнительскую дисциплину. Но повысить самоуправление, которого нет, невозможно: сколько ни умножай на ноль, ноль и останется.
Почему возникла сама тема о возможном повышении роли местных советов?
— Централизация любой системы за десятилетия накапливает в себе множество изъянов. В правительственных структурах уже потеряли понимание того, что происходит на местах. А на местах, хоть администрация и не имеет реальной власти, знают ситуацию. Но любая централизованная вертикаль работает так, что информация сверху спускается и доходит, а вот снизу вверх — очень плохо проникает, — обращает внимание собеседник.
Ни один министр или министерство, по его мнению, не может справиться с обилием информации, которая поступает из 118 районов страны, так что они принимают шаблонные решения, не считаясь с местными обстоятельствами. Сейчас, не исключает эксперт, эта накопленная годами системная ошибка достигает какого-то порога, при котором становится проблемным взаимодействие между принимающими решение центральными органами и исполнительными структурами на местах, поэтому что-то надо делать с местной властью.
Быковский: Возможно, в другой ситуации «спящие» институты проснутся
Политический обозреватель Павлюк Быковский считает, что сегодня у местных советов есть полномочия, но именно как у «спящего» института.
— Депутаты могут принимать бюджет, но бюджет они не разрабатывают, им его предоставляет местный исполком. Откуда он берется у исполкома? Его разрабатывает Министерство финансов в рамках консолидированного бюджета Беларуси, то есть по вертикали он спускается вниз. Депутаты всего лишь одобряют предложение, а не разрабатывают бюджет самостоятельно, хотя формально это входит в их компетенцию, — отмечает эксперт.
С другой стороны, то, что входит в компетенцию местных советов, противоречит бюджетному кодексу, где описывается, как разрабатываются и формируются бюджеты, в том числе и местные.
Местные советы также могут вводить местные налоги, но, как правило, этой функцией не пользуются. Кроме того, депутаты могут делать запросы.
— Этим правом депутаты иногда пользуются, когда к ним обращаются избиратели с различными жалобами, и эта функция отчасти работает. Но даже депутаты Палаты представителей, например, Анна Канопацкая, не удовлетворены ответами на депутатские запросы, поскольку иногда это отписки. То есть формальная функция и полномочия есть, но реально использовать эту функцию у депутатов не получается, — констатирует собеседник.
Глава государства, по мнению Павлюка Быковского, действительно передал некоторую часть полномочий депутатам местных советов. В частности, есть возможность участвовать в работе комиссии, которая решает вопросы с социальными иждивенцами.
— Но это не основная функция местных советов, — подчеркивает эксперт. — С другой стороны, эта комиссия полностью формируется президентской вертикалью на местах, и депутат там мало что может решать, особенно, если таких депутатов будет немного. А по результатам местных выборов от оппозиции на 18 тысяч округов попал только один человек. Фактически в местных советах нет людей с разными политическими взглядами, нет конкуренции идей, и нельзя говорить, что в советах представлены люди, которые будут активно бороться за то, о чем их просят избиратели, — уверен эксперт.