TOP

Игры без победителей

По мнению психологов, подростковый возраст от 13 до 16 лет — тот самый период, когда ребенок не до конца понимает, что такое смерть, в связи с чем не может осознавать окружающую и собственную жизнь.

По этой причине подростками очень легко манипулировать, заманивать на подозрительные флэшмобы и привлекать на подозрительные акции. В кризисном возрасте ребенку легче пойти на поводу кого-то, нежели отстаивать свое мнение. Организаторы многочисленных сообществ в интернете прекрасно разбираются и в интересах, и в желаниях подростков, навязывая разнообразные формы общения, которые часто используются для прибыльного бизнеса. Среди вариантов есть и игры, а в некоторых из них заключительный ход — детская жизнь.

Чудо-юдо «синий кит»

Первые весточки об опасных играх появились в 2015 году, а уже через два года смертельно опасная игра стала распространяться по социальным сетям со скоростью лесного пожара. В инстаграме, который у подростков особенно популярен (там писать не нужно, чтобы быть замеченным, достаточно выставить забавную картинку, только что сделанную смартфоном, а это куда проще), стали появляться хештеги (ссылки, кликнув на которые можно попасть на нужную страничку в соцсети или определенное сообщество) — картинки с китами, плывущими в океане. Когда ребенок кликает на эту ссылку, он попадает в одну из групп игры «Синий кит». Через какое-то время с ним связывается уже его личный «кит» — куратор, реальный человек, который начинает с ним виртуальное общение, вступает в переписку, убеждая подростка в его собственной исключительности, сочувствуя одиночеству и полной «безнадеге» в жизни.

— В качестве образа игры синий кит выбран продуманно, — говорит подростковый психолог, специалист по лечению киберзависимости Дарья Шарейко. — Во-первых, «выплывающее» с экрана компьютера прямо на подростка млекопитающее гигантских размеров внушает уважение, заставляет восхищаться. Во-вторых, синий кит часто выбрасывается на сушу. Последний раз такой массовый «суицид» китов произошел 10 февраля 2017 года в Новой Зеландии, где на берег выбросилось 400 синих китов. По версии экологов, все произошло из-за рефлекса: если с одним китом случается несчастье, он подает некий сигнал сородичам, и те приплывают на помощь. Если попавший в беду кит находился недалеко от берега, то его собратья вместе с ним окажутся на суше и погибнут. Так же происходит и в жестокой игре «Синий кит»: плохо одному — опасности подвергаются многие его близкие, а в итоге надо непременно умереть.

— Дарья Сергеевна, простите, но это какая-то полная чушь! Неужели эта игра действительно популярна у молодежи?

— Представьте себе, что, по разным источникам, количество игроков на постсоветском пространстве — до нескольких десятков тысяч подростков в возрасте от 12 до 16 лет. В Москве в «смертельную группу» вступили 9849 человек, в Санкт-Петербурге — 5079, дальше следуют Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Минск, Киев, Новокузнецк. Список продолжать можно еще долго.

— Почему подростки играют в этот абсурд?

— Игры типа «Синий кит» способны удовлетворить множество детских потребностей. Главной из них, конечно, является внимание со стороны ровесников. Не умея разбираться в своем внутреннем мире, подросток часто перенимает внешние атрибуты, характерные для его друзей. Таким образом формируются подростковые субкультуры. И если раньше популярность можно было заработать, особенно одевшись, сделав что-то особенное, то сейчас многие дети ее получают онлайн — ведут свои блоги, обзоры на Youtube, выставляют фото в инстаграм. Подталкивает к участию в подобных играх и кино. В последнее время появилось огромное количество фильмов о подростках, которые участвуют в играх на выживание. Самый культовый — «Нерв». Главный его слоган: «Играй, чтобы выжить…». Главные герои участвуют в игре, выполняя рискованные задания и получая за это деньги и любовь. Чем не стимул? Еще одной причиной участия в таких играх для ребенка является привлечение внимания родителей. Ведь если взрослые узнают об опасности, которая грозит их чаду, они поймут глубину его переживаний, почувствуют свою вину, обратят внимание и, наконец, полюбят его.

Вообще в самых разных интернет-сообществах состоят сотни тысяч подростков, но ради интереса. Дети с большими проблемами ищут группы. И только единицы из них приходят туда, потому что вынашивают мысль о самоубийстве.

— А как играют с «синими китами»?

— Отмечу, что жертвы чаще всего просятся в игру сами. Игроки должны каждый день просыпаться в 4.20. Кстати, очень точно психологически выбранное время: у человека в этот час до минимума снижен порог чувствительности, сбиваются все ориентиры, медленно «включается» сознание. «Киты» ведут с ними мнимо задушевные беседы, просят сообщить домашний адрес, рассказать о родителях и родственниках, рассказать о собственных страхах. Пользуясь этой же информацией, ребенка постепенно склоняют к суицидальным мыслям, что «ему не место в этом мире, что тут его никогда не поймут и не примут, что вокруг мир серый, а другой мир — прекрасен. В подростковом возрасте, когда даже самые маленькие неприятности кажутся трагедией, дети легко поддаются такому влиянию. Начинается «игра в смерть». Ребенку дают задания, в основном связанные с нанесением себе увечий или рискованными ситуациями: сделать лезвием на руке надпись «синий кит» или изобразить фигуру кита, перелезть через перила на мосту и постоять на краю «без рук», пробежать перед движущейся машиной или полежать на рельсах перед поездом. Последнее задание — броситься с крыши или повеситься…

Это наши дети, господи!

«Синий кит» объявился в Беларуси в 2017 году.

…В Гродно мама заметила на плече у дочери-восьмиклассницы странные порезы. Выяснилось, что девочка играла в «Синего кита» и переписывалась со своим «куратором» десять дней, царапала себя по его заданию. Порезы и царапины «хочу в игру» были замечены через несколько дней еще у двух девушек 14 лет, которые учились в одной школе и состояли в одной «группе смерти».

…В Витебске по факту попытки самоубийства было возбуждено уголовное дело. Школьница состояла в группе «Синий кит», зарегистрированной ВКонтакте. Шаг за шагом она проходила роковой квест: порезала руки лезвием, оставила предсмертную записку в соцсети с планами спрыгнуть с крыши многоэтажной гостиницы. Ее остановили сотрудники милиции. Еще с тремя девочками из Витебска вскоре произошли подобные истории.

…Шестнадцатилетняя девушка из Минского района приехала в столицу в феврале, собираясь выброситься из окна технического этажа одного из высотных зданий. Но, испугавшись высоты, передумала и вместо этого нанесла себе множественные порезы. Потом вернулась домой, где ее мать вызвала бригаду скорой помощи.

Он убирал «биомусор»

Один из создателей «Синего кита» уже известен. В ноябре 2016 года в подмосковном Солнечногорске был задержан двадцатилетний звукорежиссер Филипп Будейкин (псевдоним Филипп Лис). Его обвинили в доведении подростков до самоубийства. Следственные органы установили, что через социальные сети ВКонтакте молодой человек подстрекал подростков к суициду с помощью интернет-игры. Действия Лиса повлияли на решение 15 подростков совершить самоубийство, еще пятеро, по меньшей мере, находились в зоне риска, но им удалось избежать смерти. В ходе следствия Будейкин вину свою признал и пояснил, что хотел некоторых «выпилить» из жизни. Утверждал, что с помощью игры хотел отделить нормальных людей от «биомусора», который не заслуживает права на жизнь. Суд приговорил его к трем годам и четырем месяцам колонии-поселения. Еще одного организатора установить пока не удалось.

К слову, после того, что случилось с белорусскими школьницами, управление «К» ГУВД Мингорисполкома стало активно изучать «китовые» группы в социальных сетях в поисках информации о подростках, которые в них состоят. Как отметил официальный представитель ведомства Александр Ластовский, в группе «Синий кит» были зарегистрированы более тысячи минских школьников. Список был передан в городское управление образования. Недавно белорусские парламентарии объявили, что намерены рассмотреть законопроект, который введет уголовную ответственность за распространение информации, пропагандирующей самоубийство. С принятием закона, надеются народные избранники, деятельность в стране групп типа «Синий кит» должна стать невозможной.

Поиграй со мной!

К сожалению, виртуальная игровая сеть, которая опасна для жизни и здоровья детей, стремительно меняется. Сейчас в России набирает силу новая «игровая лихорадка». В конце мая департамент киберполиции совместно с прокуратурой Екатеринбурга обратились через местные СМИ к родителям, органам опеки и профилактики с требованием предостеречь детей от участия в интернет-играх. Суть обращения: подростков стали массово втягивать в группы «Исчезни на 24 часа». Цель этой игры, которая стала популярней «Синего кита» в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке: подросток должен внезапно исчезнуть (уйти из дома или из школы) и не давать о себе знать в течение суток. Естественно, находясь неизвестно где, ребенок может легко стать жертвой преступления или довести себя до суицида, предостерегают екатеринбургские правоохранители.

На одном из популярных белорусских родительских форумах буквально вчера я прочитала сообщение: «Я поставила на планшет восьмилетней дочке развивающую онлайн-игру. Там розовый Пони скачет по полю и дает разные задания. Мне и в голову не приходило проверить, что моя девочка выполняет. Ну какая опасность может быть от Пони? Случайно увидела текст и испугалась. Пони писал дочке: «Ты же хочешь, чтобы Пони тебя любил? Тогда не говори маме о нашей игре, у нас с тобой должны быть свои секреты». Последнее сообщение: « А ты можешь сама залезть на подоконник и открыть окно?». «Конечно, игру стерла, весь планшет пересмотрела, но мне до сих пор страшно. Что делать? Помогите!»…

Светлана Балашова

Читайте также:

Настоящее врачебное волшебство

Общага: не нравится — выселяйся!

Выпускной строгого режима

И у детей «нервы на пределе»

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.