TOP

Владимир Гончарик: Верхи оторвались от низов, не понимают, что происходит в реальной жизни

Верхи оторвались от низов, оппозиция дистанцировалась от людей, а народу уже пора просыпаться, считает бывший глава ФПБ и единый кандидат от оппозиции на президентских выборах 2001 года Владимир Гончарик.

Свое мнение о нынешней ситуации в стране он высказал в интервью «Белорусскому партизану».

— Последние годы вы исчезли из публичного пространства. Что произошло?

— Не совсем так: я писал статьи, поддерживал отношения с независимыми профсоюзами, в том числе и с коллегами из России. Меня выбила из колеи чисто житейская ситуация: последние три года очень серьезно болела моя жена, увы, она недавно ушла из жизни.

— Сочувствуем вашей утрате. Владимир Иванович, как живется белорусскому пенсионеру?

— Судя по моему кругу общения, который сложился в поликлинике, — всем трудно. Но меня беспокоит даже не столько материальная сторона: настроение упадническое, люди не видят перспективы, в том числе и пенсионеры. Люди выживают на зарплату в 250—300 рублей — что уж тут говорить про пенсии.

— Какую пенсию получаете вы, еще недавно не самый последний человек в государстве?

— Мне дали трудовую пенсию, которая с учетом надбавки по возрасту составляет чуть больше 500 рублей. Мои коллеги, которые не участвовали в политической деятельности, получают в 2—3 раза больше.

— И вас настигла президентская кампания 2001 года… Руководство страны сейчас проводит «пенсионную реформу»: для мужчин пенсионный возраст увеличивается до 63 лет, не исключено, что такую же планку в будущем установят и для женщин. Между тем 40% мужчин не доживают до пенсии. Насколько адекватны действия правительства, как считаете?

— Если исходить из сегодняшних реалий, другого выхода просто нет. Вы правильно отметили, что нужно учитывать возраст и уровень жизни — проблему нужно решать комплексно.

— Альтернативный сценарий пенсионной реформы в стране возможен?

— Мы начали с частных вопросов, но я хотел бы высказаться по поводу ситуации в стране в целом. У нас низкие темпы развития экономики. За последние семь лет темпы роста ВВП Беларуси оказались примерно в четыре раза ниже мировых. С 2014 года белорусская «успешная» модель начала пробуксовывать, даже небольшой прошлогодний прирост ВВП не достиг уровня 2014 года. Как можно делить пирог, которого нет? Мы отстаем от всех соседей, кроме воюющей Украины, и по пенсиям. Вот и ответ — надо ускорять темпы роста экономики.

Второй момент. Колоссальные деньги, которые в принципе правильно вложены в модернизацию (деревообрабатывающая отрасль, цементное производство, сельское хозяйство), не дают должной отдачи.

Третий момент. В стране очень много убыточных предприятий, количество которых за последний год несколько сократилось. За счет чего произошло сокращение? Создали множество объединений, холдингов, куда включили убыточные предприятия, — в итоге количество убыточных предприятий сокращается, но эффективность-то не увеличивается.

Я прихожу к выводу, который сделал, еще работая в Федерации профсоюзов Беларуси. В стране процветает бюрократизм, без команды никто ничего не делает, инициатива — на нуле, налоговая система служит удавкой, бесконечный контроль на каждом шагу…

Давным-давно пора менять социально-экономическую политику. Президент говорит, что у нас наверняка не самый лучший государственный строй, но мы обеспечиваем безопасность людей, у нас стабильность. Если мы сводим всю экономику к безопасности и стабильности, то о каком уровне жизни мы вообще говорим?..

Нам говорят, что у людей появилось больше автомобилей, бытовой техники, экономика худо-бедно работает. Но мы забываем об одном: у людей растут потребности, которые нужно удовлетворять. Нас пытаются убедить, что количество чиновников сокращается. Объясните тогда, пожалуйста, с какой стати в бюджете 2018 года затраты на государственное управление выросли? Выросли затраты на правоохранительную деятельность: проверять трактора и комбайны во время посевной — задача милиции? Что мы творим?

У меня сложилось мнение, что верхи оторвались от низов, совершенно не понимают, что происходит в реальной жизни. Собираются создавать министерство информационных технологий. Чем оно займется? Будет отдавать команды, сколько кому каких программ разработать? Бюрократический подход обречен. Читаю отчет, как правительство отчитывается перед президентом. Он критикует Совмин за бюрократизм, бесхозяйственность, и правильно критикует. Но делает вывод: нельзя считать, что правительство никудышное, и не надо его менять.

Спустя два месяца, во время послания парламенту и народу, слышим: все наши беды от низкой эффективности управления Совета министров, и более того, это присуще Совмину последние 15 лет. 15 лет ты видишь, что правительство никудышное: либо подбираете не тех людей, либо наоборот, правительство стало заложником государственной системы?

 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.