Нынешние колонии стали концлагерями
В номере «Снплюс» за 7 августа с.г. привлек внимание материал «Тюрьма, конечно, не курорт... Но и не концлагерь». Его написала мама одного из «сидельцев» по ст.328 УК.
Вот одна из цитат: «Хочется кричать во все горло от боли и безысходности. Кто к нам вернется оттуда?».
Действительно, молодых ребят «делают» наркодилерами и сажают по ч.3 ст.328 УК на 10, 12, 15 лет. Якобы за действия в составе организованной группы по распространению особо опасных наркотических средств с целью получения выгоды. На самом деле, в большинстве случаев все намного проще: употреблял и использовал наркотики («травку», спайсы) в личных целях. Конечно, в окружении были другие наркопотребители, но отнюдь не организованная преступная группа.
Следует признать, что борьба с наркотиками в Беларуси приобрела характер приоритетной задачи. Ею занимается специальное управление МВД Республики Беларусь — Главное управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. Оно имеет штат сотрудников на областном и районном уровнях, широко пользуется услугами осведомителей. Из года в год показатели работы этого управления растут.
Вот что оно сообщает о своей деятельности за 6 месяцев 2018 года: «…выявлено более 2,6 тысячи преступлений, связанных с наркотиками, из них свыше 1,4 тыс. связаны со сбытом. На 89,2% увеличилось количество преступлений, совершенных группой лиц, в 4,6 раза — совершенных в составе организованной группы. В текущем году выявлено и пресечено 17 каналов поставок наркотиков в республику из-за границы, а также их транзитных перевозок. Всего зарегистрировано 33 преступления, связанные с перемещением наркотиков и психотропов через границу Республики Беларусь.
В рамках возбужденных уголовных дел изъято более 650 кг наркотических средств и почти 20 кг психотропных веществ. Пресечена деятельность 3 подпольных нарколабораторий, выявлено 25 помещений, специально приспособленных и оборудованных для выращивания наркосодержащих растений. Возбуждено 42 уголовных дела за содержание наркопритонов. По материалам сотрудников аналитической разведки в январе—июне т.г. возбуждено 392 уголовных дела. В Министерство информации Республики Беларусь направлены уведомления о необходимости ограничения доступа к 41 сайту, содержащему сообщения или материалы, направленные на незаконный оборот наркотиков. Заблокированы транзакции по 157 кошелькам электронных денег. За нарушение правил оборота семян мака составлено 22 административных протокола. Из незаконного оборота изъято 227,1 кг семян мака, возбуждено 61 уголовное дело по фактам незаконного оборота семян мака, содержащих в своем составе примеси маковой соломы».
Это — информация для размышления. Между тем, несмотря на пугающие цифры роста наркопреступности в стране, положение лиц, отбывающих наказание по ст.328 УК, остается ужасающим. Вот что пишет на этот счет Светлана К.: «На один отряд (примерно 90 человек. — Снплюс) — 9 унитазов, 6 умывальников. Утром за определенный промежуток времени все должны привести себя в порядок. Если будет плохо выбрит — будет наказан». И еще: «На территории зоны есть ларек, где заключенные отовариваются два раза в месяц по несколько отрядов, в определенный день. Чтобы что-то купить, надо отстоять в очереди 8 часов. Питание отвратительное. С каждым месяцем кормят все хуже и хуже».
Лично у меня возникает вопрос: почему людей держат в таких условиях? Они ведь не рабы? Почему мы допускаем такое унижение прав и достоинства осужденных? Это противоречит не только Конституции, но и международным обязательствам страны.
Автор письма написала сакральные слова, вынесенные редакцией в название: «…тюрьма — это не курорт, но ведь и не концлагерь». С таким выводом следует согласиться. В то же время, зная положение дел, можно утверждать, что нынешние колонии, по сути, стали концлагерями. С той лишь разницей, что из них по прошествии времени выпускают. В остальном зэки напоминают военнопленных, без прав и с принуждением к труду за какую-то еду.
Очевидно, что положение надо изменять. Тем более, происходит рост «тюремного населения» и, в основном, за счет молодежи, по той же ст.328 УК. По данным неформального движения матерей «328», количество осужденных по этой статье уже превысило 15 тыс. человек, что составляет почти половину от всех «сидельцев».
Я — за реформу пенитенциарной системы, за улучшение условий содержания осужденных, за разгрузку колоний и тюрем путем амнистии, УДО, пересмотра дел. Более того, считаю, что осужденные не должны принуждаться к труду. Как и другие граждане страны, они имеют право на труд, на выбор работы, на справедливые условия оплаты, необходимые меры безопасности.
В качестве примеров можно воспользоваться опытом европейских стран (например, Чехии). Там осужденные могут трудиться за пределами «зоны», получают по 300—400 евро и отпуск проводят с семьей. Почему бы и нам так не сделать? Во всяком случае, можно договориться с рядом стран о направлении туда наших осужденных. Уверен, что многие согласятся принять «на исправление» молодых зэков.
Михаил Пастухов, профессор, заслуженный юрист, бывший судья Конституционного суда
Читайте также:
Еще раз о трудовом и страховом стаже
Грядет банальное укрупнение районов?