Хочешь креститься — крестись!
Белорусы все еще не вышли из стадии традиционного общества, по крайней мере, нас пытаются убедить в этом журналисты государственных СМИ.
На днях с помощью Википедии я пополнил свой словарный запас словом «свинг» (англ. swing — групповой секс с участием двух или более устойчивых пар с обменом партнерами). Седина, как говорится, в бороду, бес в ребро. Пора, седьмой десяток лет в полном разгаре. Однако столь естественное объяснение следует признать неверным. В очередной раз обратиться за помощью к интернету меня подвигла самая солидная газета страны, а конкретнее, статья ее редактора отдела журналистских расследований «Они не пройдут!».
Статья посвящена разгрому милицией секс-клуба в поселке Боровляны, участниками которого были «супружеские пары и люди одинокие, ищущие новых романтических отношений». Возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 171 Уголовного кодекса «Организация и (или) использование занятия проституцией либо создание условий для занятия проституцией».
Сразу хочу оговориться, что никакой инсайдерской информацией я не располагаю, поэтому, строго говоря, предметом моего анализа является не «организация борделя» в Боровлянах, а исключительно статья.
Безусловно, право на негодование у редактора отдела журналистских расследований имеется. Я его понимаю. Сам негодую, когда юноши открыто обнимают и целуют на улице молодых и длинноногих красавиц. Мне такие давно уже доступны только за деньги, но я чту уголовный кодекс. Не исключено, что напрасно. Не зря же А. Лукашенко постоянно напоминает о том, что «в законах все не пропишешь».
Как же следует поступать в таких случаях нам, славянам? Ответ главы государства предельно конкретен — по справедливости, которая наряду с моралью «выше закона». У справедливости имеется еще один немаловажный плюс — «наше общество, наши люди знают точно», что справедливо, а что нет. Поэтому, в частности, они практически не допускают в состав избирательных комиссий сторонников оппозиции.
Обратимся к официальной статистике, позаимствованной на сайте ЦИК. В 2015 г. проведение президентских выборов в Беларуси обеспечивало 67 185 членов участковых избирательных комиссий, в состав которых было включено 30 представителей оппозиционных партий (0,00045%). Справедливо? Справедливо, кто бы сомневался.
Ссылки отдельных дотошных читателей на Конституцию, полагаю, тут будут неуместны. Мы, белорусы, — мирные люди, и нам не привыкать в своих повседневных практиках отделять мух от котлет, т.е. интуитивно понимаемую справедливость от конституционных норм.
Но пора уже выйти из законодательной плоскости и перебраться в плоскость моральную. По мнению автора статьи, функционирование секс-клуба в Боровлянах следует рассматривать в качестве попытки «расшатать моральное здоровье белорусов». Но это не прошло благодаря профессионалам из МВД, руководствующимся в своей работе не только должностными инструкциями, но и концепцией национальной безопасности страны.
Привожу соответствующую выдержку из столь солидного документа: «Защита духовно-нравственных ценностей общества является одной из составляющих социальной безопасности нации, а укрепление института семьи — одним из национальных интересов в демографической сфере».
Вот оно как! Прямо по Маяковскому: «Моя милиция меня бережет». А уж там, где речь заходит о безопасности нации, там… Далее не могу себе отказать в удовольствии очередного цитирования: «Но о каком укреплении семьи можно говорить, если прямо под Минском организовываются оргии семейных пар, где им предлагается меняться партнерами? Разве имела право милиция закрывать на это глаза? Мы же с нее потом бы спросили, увидев вокруг себя демографические руины».
«Дождь покапал и прошел…»
Оценивать — значит сравнивать с официальным образцом. Но откуда они (образцы) берутся? Кто их разрабатывает и утверждает? Классик советской поэзии Маяковский и тут нам окажется очень даже кстати. Обратимся к истории о крохе сыне, задавшему отцу главный вопрос человечества, вопрос о добре и зле («Что такое хорошо и что такое плохо?»).
Как известно, прямого ответа на вопрос крохи отец не дал, потому что перечисления конкретных примеров («Дождь покапал и прошел…» и т.п.) ответом на поставленный вопрос не являются.
В своем уклонении от прямого ответа отец был прав, т.к. согласно швейцарскому психологу Жану Пиаже, среднестатистический ребенок до 11 лет неспособен оперировать формальными категориями, только конкретными. Но мои читатели данный возрастной рубеж, надеюсь, уже перешагнули, что позволяет мне провести небольшой культурологический ликбез, для чего всю историю человечества предлагаю разбить на два периода — традиционный и современный (модерный).
Ответ на вопрос крохи для первого периода чрезвычайно прост: хорошо все то, что соответствует традиции. Приведу пример, позаимствованный из интернета. МИД Саудовской Аравии на днях заявил о приостановке «всех новых деловых и инвестиционных операций» с Канадой, а также о выдворении из королевства посла страны в течение 24 часов. Так саудиты отреагировали на требование Канады освободить задержанных гражданских активистов, выступавших за права женщин на вождение автомобилей и упразднение системы опекунства и сопровождения.
Вправе ли женщина ходить по улицам одна без сопровождения? Согласно исламской традиции — не вправе. Посол иностранного государства, несогласный с таким пониманием особенностей национальной культуры, должен быть выслан из страны. Разумно? Разумно.
Но мы живем не в Саудовской Аравии. В современном мире хорошо все то, что человек делает по собственной воле и за свой счет. Такой взгляд не отвергает традиционных ценностей, но не обязывает никого следовать им. Хочешь креститься — крестись. А каким количеством перстов? А каким хочешь. На состояние морали в стране это никак не влияет. Напротив, любые усилия по навязыванию норм в данном вопросе следует рассматривать как покушение на человеческое достоинство.
Что же в таком случае следует понимать под сексуальным извращением? Только те действия, которые наносят вред здоровью и осуществляются без взаимного согласия. Речь, разумеется, идет о достигших совершеннолетнего возраста.
Такой подход не запрещает возродить полицию нравов. Почему бы и нет? Если есть желающие следить за состоянием морали в обществе, то пусть они объединяются в соответствующие кружки и следят… друг за другом. Но не более того. Главное, чтобы слежка осуществлялась по взаимному согласию.
Читайте также:
От диктатуры меньшинства к диктатуре большинства
Сколько полюсов требуется для счастья и стабильности?
О фантомной природе национальных идеологий
Гражданское общество служивых людей