TOP

Автомат в каждую семью

Согласно опросам Института социологии, в Беларуси долг перед родиной конкурирует с возможностью получать любые удовольствия.

«Независимость в производстве и модернизации (вооружений) для любой страны — вопрос номер один». Кто бы сомневался, ибо любой вопрос, которым А. Лукашенко начинает заниматься, тут же переходит в разряд первостепенного. Исключений из этого правила нет: экономика — вопрос номер один, удорожание товаров за счет накруток посредников — вопрос номер один. О всех видах дисциплины (от исполнительской до технологической) нет смысла и напоминать. И пусть наши люди в булочную на такси не ездят, но они «живут в спокойной, безопасной обстановке, где на запросы людей отвечает власть». И все благодаря дисциплине, «поэтому дисциплина — вопрос номер один. Особенно это зависит от силового блока, от поведения военнослужащих, людей в погонах».

Но вернемся к тому, с чего я начал, — к вопросу о производстве и модернизации вооружений, который является одним из главных факторов обеспечения обороноспособности страны. Об этом глава государства заявил 5 октября на полигоне в Ивацевичском районе в ходе осмотра образцов отечественного оружия и техники.

Разумеется, современные суперсложные системы вооружений можно доверять только профессионалам. И такие системы, как и такие профессионалы в Беларуси имеются. Но и о стрелковом оружии забывать было бы преждевременно. Лукашенко пояснил: «Не дай бог, война, мы раздадим в каждую семью. И мы будем защищать свою территорию. Но для этого надо иметь свое (вооружение)».

Вместо средней зарплаты в 500 долларов — в каждую семью по автомату или по снайперской винтовке. Оригинальное предложение, согласитесь!

Патриотизму все возрасты покорны

Позволю себе обширную цитату из статьи экс-директора Института социологии НАН РБ Игоря Котлярова «Социология в поисках новой матрицы развития белорусского общества», опубликованной в журнале института «Социологический альманах» в 2017 г.: «Особое значение для понимания сущности цивилизационного кода любого общества имеют традиционные национальные ценности, которые составляли его духовную, нравственную, мировоззренческую основу. Постоянно возникает вопрос: какими национальными ценностями обладают белорусы? Как показывают многочисленные социологические исследования, белорусскому национальному сознанию свойственны идея патриотизма как высочайшей ценности Родины, уважительное отношение к родному краю, забота о сохранении и приумножении его богатств».

Институт социологии был создан 16 января 1990 года. Не за горами тридцатилетний юбилей, и к этому юбилею коллектив института придет не с пустыми руками. Всех достижений не перечислить. Объем настоящей статьи не позволяет. Но открытие цивилизации патриотов в географическом центре Европы — достижение уникальное по любым меркам. Вот только жаль, что профессор Котляров, ограничившись ссылкой на многочисленные социологические исследования, ни одного конкретного факта в подтверждение своего открытия не привел. То ли не нашел их в базе данных института, то ли постеснялся привести. Истинная причина мне не известна.

Пришлось идти от жизни и подобно сказочному персонажу наскрести по сусекам и амбарам муки на информационный колобок в виде доклада заместителя директора Института социологии Ирины Лашук на «круглом столе» «Модернизация общественного сознания в Казахстане и Беларуси — залог дальнейшего успешного развития государств» (июнь 2017 г.).

В докладе, в частности, представлена гистограмма распределения ответов на вопрос «Что для Вас в жизни является наиболее важным?». Из 21 варианта ответов «Долг перед Родиной» оказался на пятом месте с конца, незначительно опередив «Возможность получать любые удовольствия, развлекаться». В лидерах же оказались «Здоровье», «Семья», «Дети», «Любовь» и «Материально обеспеченная жизнь».

Интересно, знаком ли Котляров с гистограммой, которая, по словам его заместителя, характеризует «ядро национальной идентичности»?

В докладе Лашук имеется и ссылка на результаты опроса, проведенного в Беларуси Центром социологических и политических исследований БГУ в рамках проекта «Всемирного исследования ценностей» (WorldValuesSurvey) в 2011 г. Воспользуюсь подсказкой и приведу распределение ответов на вопрос, иллюстрирующий уровень патриотизма белорусов.

«Конечно, все мы надеемся, что еще одной войны не будет, но если так все-таки случится, Вы захотите сражаться за свою страну?», %

Варианты ответов

Всего

Пол

Возраст

Муж.

Жен.

До 29

30-49

+50

Да

60

71

50

62

61

57

Нет

17

12

21

12

17

20

Нет ответа

5

3

7

4

4

8

Не знаю

18

14

22

22

18

15

Доля патриотов, декларирующих готовность «сражаться за свою страну», не дотягивает в Беларуси до двух третей. В реальности она, разумеется, существенно ниже, но что удивляет, так это слабая зависимость ответов от возраста. Возможно, это связано с тем, что с возрастом материальная зависимость респондентов от щедрот государства увеличивается, что повышает эффективность государственной пропаганды, в том числе и патриотической.

Роковой дар

Белорусский политический класс вот уже почти четверть века живет в искусственно сконструированной реальности, в основе которой лежат несколько максимально упрощенных мифов: о спасшем страну от разграбления народном президенте, о едином народе, о внешних врагах, завидующих нашей стабильности, о «пятой колонне» и др.

Академическая наука вносит свою лепту в мифотворчество. Работа у нее такая. Какую музыку за деньги налогоплательщиков главный заказчик страны заказывает, такую штатные академики и доктора наук и исполняют.

Но, как справедливо заметил один российский блогер, «когда отрицаешь реальность, то на самом деле не реальность выдавливаешь из себя, а себя выдавливаешь из реальности». А реальность такова, что три пятилетия устойчивого экономического роста «белорусской модели» (1996—2010 гг.) остались в прошлом. Однако этот факт ни политическим классом, ни его интеллектуальной обслугой до сих пор не отрефлексирован.

Стоит ли после этого удивляться, что любому вопросу, которым Лукашенко начинает заниматься, тут же присваивается статус вопроса № 1. Определенная логика в этом есть. Тот, кто принимает решения «от жизни», не способен видеть всю картину целиком. Он видит только то, что находится непосредственно перед ним.

Тут напрашивается аналогия с фригийским царем Мидасом. Все, к чему прикасался сей персонаж античной мифологии, обращалось в чистое золото. Сей дар оказался для царя роковым.

Сергей Николюк

Читайте также:

Демократическая страна в тисках демократических блоков

Диалог как экспортный продукт белорусской модели

Чему власти можно поучиться у индейцев наскапи

По сценарию крыловской басни

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.