TOP

«Никто не успеет испугаться»

В Беларусь может вернуться ядерное оружие.

24 октября в Минске состоялось заседание совместной коллегии министерств обороны Беларуси и России. Главы военных ведомств двух стран Андрей Равков и Сергей Шойгу обсудили реализацию плана совместных мероприятий по обеспечению военной безопасности Союзного государства.

«Планы польского правительства разместить на постоянной основе на своей территории дивизию вооруженных сил США контрпродуктивны и не способствуют сохранению стабильности и укреплению региональной безопасности, — заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. — В этих условиях мы вынуждены принимать ответные меры и должны быть готовы нейтрализовать возможные военные угрозы на всех направлениях».

Каким может стать российский ответ на появление танковой дивизии в Польше? «Беларуская праўда» обсудила возможные варианты ответа с военным экспертом Александром Алесиным.

— Танковая дивизия США, по разным оценкам, насчитывает до 300 танков «Бредли» со всеми средствами усиления: и реактивные системы залпового огня, и самоходные артиллерийские установки. Поскольку танковая дивизия будет действовать на «отшибе» от армии США, то, естественно, дивизия будет обеспечена всем необходимым для ведения самостоятельных военных действий. Танковая дивизия представляется достаточно грозной боевой единицей численностью никак не меньше 10 тысяч человек.

Россия считает, что танковая дивизия может появиться на границе с РФ, однако общая граница с Польшей у Беларуси больше, чем у России. Поэтому Беларусь может считать размещение танковой дивизии в Польше угрозой и для себя, о чем глава МИД В. Макей заявлял в Брюсселе более года назад. Недавно представитель МИД повторил тезис о том, что это приведет к нарушению равновесия, и Беларусь предпримет меры для обеспечения своей безопасности.

— О каких быстрых и адекватных мерах идет речь?

— Я считаю, что таким ответом может стать переброска в Беларусь одной или нескольких бригад оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер», которыми вооружены сухопутные силы РФ в Западном военном округе, а может, и в Центральном. При скорости 70 километров в час с запасом хода на тысячу километров, часов за 12—15 комплексы «Искандер» с территории Западного военного округа своим ходом могут прибыть на территорию Беларуси и в течение нескольких десятков минут могут быть подготовлены к ведению огня. Получается «дешево и сердито».

Если это не временный набег, а размещение на постоянной основе, то понадобятся ангары для размещения боевой техники, необходимы ремонтные зоны, а самое главное — казарменный фонд для размещения личного состава. Остальная инфраструктура (разветвленная сеть дорог с твердым покрытием и грунтовых дорог) в Беларуси присутствует, что обеспечивает широкие возможности для маневра.

Если предположить, что комплексы получат ядерное оружие (на вооружении «Искандера» могут находиться боеголовки мощностью 50 килотонн), тогда понадобятся и хранилища для боеголовок. В советское время такие хранилища были, но я подозреваю, что вряд ли хоть одно из них соответствует современным требованиям.

Естественно, что на политическом уровне должны вестись подготовительные работы по законодательному оформлению присутствия «Искандеров»; должна вестись подготовка межгосударственного соглашения о размещении российских военных в виде военной базы в Беларуси.

Вопрос: какой статус может получить военная база? Если российская база получит экстерриториальный статус, то вполне возможно, что здесь появятся и ядерные боеголовки. То есть военная база будет считаться территорией России, на которой будет возможно размещение ядерных боеголовок. Если военная база будет находиться под юрисдикцией Беларуси, то ядерного оружия там не будет: Беларусь не является ядерной державой.

Возможен еще один вариант: у Беларуси и России есть совместная группировка сухопутных войск. Можно провести юридический маневр и временно передать российскую бригаду в распоряжение Беларуси; хотя она будет российская, определенное время она может находиться на территории Беларуси в распоряжении командования единой группировки сухопутных сил. Но потом все равно придется оформлять ее присутствие в Беларуси юридически.

Переброска авиационных эскадрилий в Беларусь — дело сложное, требующее очень серьезной подготовки: и взлетно-посадочные полосы, и аэродромные сооружения, и навигационное оборудование. Это длительный процесс, который будет сопровождаться сопротивлением как внутри страны, так и вовне. Думаю, такой вариант маловероятен.

Таким же сложным представляется размещение в Беларуси российской механизированной или танковой дивизии.

Думаю, наиболее дешевый, быстрый ответ (никто не успеет испугаться) — переброска одной или нескольких бригад оперативно-тактических комплексов «Искандер». А если появится возможность обеспечения «Искандеров» ядерными боеприпасами, то, конечно, их появление станет серьезным и резонансным шагом.

Если все-таки будет разрушен договор о ракетах меньшей и средней дальности, весьма вероятно, что «Искандеры» получат новые боеприпасы, дальность которых превышает 500 километров, а значит, смогут поражать цели не только на территории всей Польши, но и на значительной части Европы. Ракеты не испытаны, поскольку договор РМСД запрещает это. Но в случае денонсации договора ракеты будут испытаны, запущены в производство и, не исключено, войдут в состав боекомплекта комплекса «Искандер».

— Значит, де-факто в Беларусь может вернуться ядерное оружие?

— В крайнем случае — если ситуация обострится до такой степени, что некоторые страны Европы дадут разрешение на размещение у себя американских ракет средней дальности. Или американская группировка в Польше окажется больше, чем декларируется.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.