Школьный учитель против премьер-министра
Отказ от вступления в БРСМ как пример антисоветской и антибелорусской деятельности.
Роль школьного учителя в формировании нации часто иллюстрируют выражением, которое ошибочно приписывается «железному канцлеру» Германии Отто Бисмарку: «Народное образование играет решающую роль в войне… Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».
А в каких войнах способен обеспечить победы белорусский учитель? В том, что белорусам войны не миновать, более того, она фактически уже идет, регулярно и убедительно рассуждает А. Лукашенко. Свежий пример — выступление 29 октября на встрече с активом БРСМ: «Борьба добра и зла не прекращается. Она проникает в духовную, социальную, экономическую и политическую сферы. Через книги, новости, фильмы, рекламу, моду. Это фронт, где не стреляют, но тоже бьют на поражение — только через сознание людей. Это самое опасное и самое страшное».
Волосы дыбом. Сплошной фронт без линии фронта. Такая вот реальность. Что ей может противопоставить школьный учитель? Готовность выполнять свой гражданский долг при подсчете голосов на избирательных участках? Допустим. Но сегодня этого недостаточно.
В стране, в которой демократии «не меньше, чем на Западе», с помощью урны для голосования можно поддерживать политическую стабильность еще не год и не два, но можно ли с помощью урны защитить сознание подрастающего поколения? Однозначного ответа на этот вопрос история не дает. Не зря же в политологии существует понятие «опрокидывающиеся выборы».
В условиях высокой неопределенности
Представляя депутатам Палаты представителей программу деятельности правительства на 2018—2020 годы, премьер-министр С.Румас назвал 10 главных задач. Это развитие бизнес-среды и создание комфортных условий ведения бизнеса, опережающее развитие сферы услуг, формирование ИТ-страны и масштабная цифровизация всей экономики. Проведение эффективной бюджетно-финансовой и налоговой политики, обеспечение устойчиво низкого уровня инфляции, эффективное управление государственной собственностью… Разумеется, не испытает на себе дефицита внимания со стороны правительства инвестиционная политика, внешнеэкономическая деятельность и наболевшая проблема обеспечения достойных условий жизни населения и оплаты труда.
Что из перечисленного может быть реализовано без активного участия школьного учителя? Как это ни покажется странным, но практически НИ-ЧЕ-ГО!
Вернемся к перечню угроз, сформулированных Лукашенко на встрече с активом БРСМ. Если их объединить, то в итоге мы получим то, что принято называть «прогрессом». «Белорусской модели» угрожают страны, генерирующие прогресс.
По историческим меркам это понятие возникло сравнительно недавно. Аграрное общество жило в «ловушке устойчивого равновесия», в рамках которой из поколения в поколение никаких серьезных изменений не происходило.
Профессиональные навыки в аграрном обществе передавались от отца к сыну. Посредничества учителя для этого не требовалось. Не требовался учитель и для обучения ратному делу. И победа прусского учителя над австрийским школьным учителем этому не противоречит, так как в прусско-австрийской войне (1866 г.) участвовали армии не аграрных, а индустриальных государств. А это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Главному архитектору «белорусской модели» не повезло. Доказывать свое право на власть он вынужден в условиях «высокой степени неопределенности того, что происходит в мире», на что он и обратил внимание активистов БРСМ, собравшихся во Дворце Независимости.
По мнению американского социолога Рональда Инглхарта, «индустриализация инициирует важный этап культурной трансформации и приводит к бюрократизации, рационализации, централизации и секуляризации. Развитие постиндустриального общества влечет за собой другой ее этап — усиление роли личной автономии и самовыражения. И на том, и на другом этапе происходит изменение отношения людей к власти — но в различных аспектах. На индустриальном этапе модернизации происходит освобождение власти от религии, в то время как на постиндустриальном — освобождение человека от вездесущей власти».
Формальный критерий успешной модернизации — превышение численности городского населения над сельским. В БССР он был достигнут в 1975 г. Формальный критерий перехода от индустриального этапа модернизации к постиндустриальному — превышение вклада сферы услуг над вкладом промышленного производства в ВВП. И по этому показателю Беларусь в хвосте мирового развития не плетется. Официальная статистика зафиксировала победу за явным преимуществом услуг над производством в 2017 г.: 60,5% против 39,5%.
К формальным критериям следует относиться без фанатизма. Не случайно ленинский комсомол до своего 100-летия не дожил. Сегодня с его правопреемниками сытые и успешные «бывшие» делятся своим отфильтрованным «неоценимым опытом работы с молодежью». Но, благо, имеется интернет («информационная помойка», по меткому замечанию Лукашенко). Если бы не она, мы бы никогда не узнали, что, скажем, далеко не последнего человека во властной иерархии России коллеги по комсомольской работе некогда звали «Валька-полстакана». Скромная была комсомолка. Отмечать окончание рабочего дня целым стаканом водки она отказывалась.
Конституции вопреки
Интернет, возможно, подарил нам и главное информационное событие года. Так я оцениваю запись эмоционального выступления педагога одной из минских гимназий по поводу отказа учеников вступать в БРСМ. Этот отказ был оценен как антисоветчина и одновременно антибелорусчина.
Лучшего доказательства правоты тех, кто считает «белорусскую модель», сложившуюся за последние четверть века, аналогом советской, пожалуй, и не придумать.
Для тех, кто не имеет привычки перечитывать на ночь конституцию, напомню, что практически каждое слово педагога противоречило основному закону. В частности, статье 4, согласно которой «демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений».
СССР распался, потому что тоталитарная система, не допускавшая частной инициативы в любых ее проявлениях, не смогла осуществить переход от индустриальной экономики к постиндустриальной. Эту задачу в стране под белыми крыльями пытаются сегодня решить с помощью тоталитаризма лайт (авторитаризма). Не зря же список Румаса открывает предложение по созданию комфортных условий ведения бизнеса.
Однако потребность в такой среде испытывают лишь автономные (максимально независимые от государства) личности. И тут за свое привычное дело берется учитель, советско-белорусский учитель…
Читайте также:
Немузыкальный уклон музыкальной школы
Демократическая страна в тисках демократических блоков
Диалог как экспортный продукт белорусской модели