TOP

В высылке отказать!

Решение правоохранительных органов о высылке пресс-секретаря Объединенной гражданской партии Анны Красулиной отменено. Такое постановление принял 19 декабря суд Московского района Минска по итогам рассмотрения жалобы.

Процесс как процесс

Мне довелось наблюдать первый день судебного заседания. В роли председательствующего выступила судья Ольга Гусакова. Со стороны заинтересованного лица — райотдела по гражданству и миграции УВД — присутствовали два молоденьких представителя в гражданской одежде. С Анной Красулиной пришла адвокат Наталья Мацкевич.

В лучших традициях жанра отличился юрист-правозащитник Гарри Погоняйло, который пожелал участвовать в процессе. Как ни странно, судья О.Гусакова, испросив мнение сторон, допустила его в качестве представителя А.Красулиной от Белорусского Хельсинкского комитета.

На суд пришли многие партийные сподвижники Анны Красулиной: Николай Козлов, Анатолий Лебедько, Александр Добровольский, Виктор Корниенко, Валентина Полевикова, Антонина Ковалева.  В зале судебного заседания был и бывший осужденный, а ныне директор частного информационного учреждения «Нью платформ инновейшн» Андрей Бондаренко. Конечно,  были еще журналисты, а также крепко сбитые парни, занявшие места на задних рядах.

Меры безопасности превзошли всякие ожидания. Для встречи публики на обычное гражданское дело организовали два редута проверочных приспособлений с кучей «надзирателей» мужского и женского пола, да еще с видеофиксацией.

«В решении  нет здравого смысла»

Самой эмоциональной частью процесса, на мой взгляд, стало выступление Анны Красулиной с пояснениями к своей жалобе. Текст этого выступления был представлен всем желающим. Поэтому позволю акцентировать внимание на некоторых его моментах.

Во-первых, решение о высылке было принято «…в интересах общественного порядка путем добровольного выезда из страны». В этой формулировке и есть главный камень преткновения. Чем и как молодая женщина, мать двоих детей, угрожала общественному порядку в Беларуси? Миграционная служба района в обоснование своего решения указала на факты участия А. Красулиной в 2016-м и 2017-м годах в несанкционированных акциях, за что она была подвергнута штрафам. Позднее она попалась на безбилетном проезде. Именно это, по смыслу решения о высылке, переполнило чашу терпения белорусских властей, которые не захотели больше терпеть ее присутствия на своей территории.

Следует отметить, что в  законодательстве Беларуси не разъясняется, что значит «в интересах общественного порядка». Однако понятно, что речь должна идти об угрозе обществу со стороны того или иного человека. Например, от криминального авторитета или лица, преследуемого в своей стране за совершение опасного преступления. В случае же с Красулиной мы имеем гипотетическую возможность ее возможного участия в каких-то массовых акциях или бесплатного проезда в общественном транспорте.

В довершение ко всему выяснилось, что решение о высылке было принято на основе документа «Для служебного пользования», неизвестно кем составленного.

Во-вторых, А.Красулина высказала мнение, что запредельная санкция обрушилась на нее после того, как власти Беларуси получили из Комитета ООН по правам человека копии двух ее обращений, где она обвиняла Республику Беларусь в нарушении ее прав на участие в мирных акциях.

Конечно, это можно расценить как дерзость. Приехала-де из другой страны и еще учит власть, как ей следует поступать. Не пора ли преподать урок строптивой россиянке с украинскими корнями?

В-третьих, в пояснениях суду А. Красулина призналась  в своей трудной жизненной ситуации. Она, оказывается, является инвалидом третьей группы и получает пенсию 202 рубля. При этом она — единственный попечитель своих престарелых и больных родителей, приехавших в Беларусь на постоянное жительство. У нее дочь—студентка, а сын — аспирант. Сама не работает, состоит волонтером в ОГП. Муж — доцент БГУ со скромной зарплатой в 600 рублей.

В России Анну никто не ждет. И с инвалидностью ей, скорее всего, негде будет пристроиться. К тому же рухнет налаженная семейная жизнь и разорвутся сложившиеся связи. Эта высылка для нее могла стать похлеще уголовного наказания.

В завершающей части выступления А. Красулина сделала вывод: «В решении, которое я обжалую, нет здравого смысла. Это просто издевательство надо мной и над моей семьей. Прошу постановление о моей высылке из Республики Беларусь отменить».

Что-то изменилось?

Второй день судебного заседания не предвещал никаких сенсаций. Документ «Для служебного пользования», запрошенный судом, не был представлен миграционной службой района, что лишний раз указало на статус суда в системе правоохранительных органов Беларуси. Суд заслушал проникновенное выступление мужа А. Красулиной, а также спич бывшего лидера ОГП Анатолия Лебедько.

Речи адвоката Натальи Мацкевич и представителя БХК Гарри Погоняйло, по мнению публики, являли собой образец юридической эрудиции и ораторского мастерства.

Судья О. Гусакова удалилась для вынесения решения, как она сказала, на 15 минут. Но совещание по непонятным причинам затянулось более чем на час. А ведь  надо было всего лишь сказать: решение миграционной службы оставить в силе или отменить.

Принятое решение обрадовало оставшихся сторонников Анны Красулиной: ее жалоба была удовлетворена. Для бывалых юристов, в том числе и автора статьи, такое решение стало сенсационным. Как это так: наш суд проявил человечность в отношении женщины, которую власти хотели выслать из страны? Неужели судья проявила смелость и пошла против устоявшейся тенденции?

Оставим в стороне догадки. Главное — удалось избежать высылки добропорядочной женщины, матери, активного участника политической жизни нашей страны, гражданки России Анны Красулиной. Она останется с нами. Мы радуемся вместе и продолжаем наш путь к прогрессу, законности и демократии. В новых условиях у нас будет возможность создать независимый и авторитетный суд, который всегда защитит каждого от нарушений его прав и свобод.

Михаил Пастухов, профессор, заслуженный юрист, бывший судья Конституционного суда

Читайте также:

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах»

О бесплатной медицине: Право есть, но платить принуждают

Зачем «прессуют» журналистов?

О референдуме 1996 года

О судебной реформе

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.