TOP

Африканские сержанты и мировые конфликты

Кому суп жидкий, а кому жемчуг мелкий… Нет в мире справедливости. Нет ее ни на бытовом уровне, ни в мировом масштабе.

Кого-то наделил Господь богатыми природными ресурсами, удобными морскими гаванями и мягким субтропическим климатом. Живи и радуйся. Но нет в мире справедливости. Об этом в очередной раз напомнил белорусам А. Лукашенко в своем интервью турецкому информационному агентству «Анадолу»: «То там, то здесь возникают конфликты. Но раз они возникают, значит, они кому-то нужны? Этот тезис мой подтверждает то, что эти конфликты возникают в странах с богатыми природными ресурсами, которые занимают важнейшее геополитическое положение на карте мира. Ответ понятен: значит, кому-то нужны эти ресурсы, значит, кто-то хочет влиять на те государства, которые занимают это географически и стратегически важное положение».

Вот такой образец геостратегического мышления. С формальной точки зрения с каждым предложением следует согласиться. Конфликтов в современном мире хватает, и наибольшей длительностью и ожесточенностью они отличаются в странах «с богатыми природными ресурсами». Но имеется и большое количество стран, в которых природные богатства военных конфликтов не порождают: Австралия, Саудовская Аравия, Норвегия. Список легко можно продолжить.

Проблема африканского сержанта

Организовать добычу природных ресурсов сегодня способен практически любой африканский сержант. Проблемы возникают у водителей автобусов (вспомним президента Мадуро в Венесуэле), но это особый случай.

Никаких специальных знаний и управленческих навыков для этого не требуется. Главное, особо не продешевить при заключении контракта с одной из транснациональных компаний. Она и завезет необходимое оборудование, обеспечит объект специалистами, организует первичную переработку сырья, его сбыт и перевод доли, причитающейся сержанту, в один из надежных мировых банков.

У этой неоднократно опробованной схемы имеется только одна существенная проблема — это другие сержанты. Таковых в любой армии полным полно. Чем они хуже? Да ничем. Поэтому в африканских странах, наделенных природными ресурсами, но обделенных традициями государственности, идут перманентные гражданские войны: Ангола, ЦАР, Намибия и далее по списку.

По мнению А. Лукашенко, ответственность за конфликты несут главные мировые игроки, чьи имена всем хорошо известны. Какова их цель? При ответе на этот геополитический вопрос затруднений не возникает. Формула «разделяй и властвуй», впервые составленная отцом Александра Македонского, царем Филиппом (359-336 г. до н. э.), своей актуальности не потеряла.

Нет, не зря в коллекции дипломов о высшем образовании пятикратно всенародно избранного имеется и диплом историка!

На протяжении тысячелетий мировые игроки вели с соседями борьбу за ресурсы, главными из которых были земля и люди. Чем больше контролируемых ресурсов, тем большую армию можно было содержать. А чем больше армия, тем больше шансов не только сохранить, что имеешь, но и добавить к уже имеющемуся дополнительную порцию ресурсов.

Бег в ресурсном колесе завершился в 60-е годы прошлого века, когда приказала долго жить колониальная система. Причина этого для кого-то радостного, а для кого-то печального события оказалась чисто экономической. Формирование национального самосознания населения колониальной периферии резко повысило издержки метрополий. В результате доходы от эксплуатации природных ресурсов перестали перекрывать затраты на содержание колониальных администраций и силовые операции.

Сегодня любой ресурс дешевле купить, чем завоевать. Свежий пример — «Крымнаш». За то, что в Кремле назвали «восстановлением исторической справедливости», россиянам, т.е. налогоплательщикам, уже пришлось заплатить миллиарды долларов. За эти деньги можно было скупить всю недвижимость и предприятия полуострова. На языке экономистов этот процесс назывался бы «прямыми иностранными инвестициями».

А как же белорусы? При дележе природных ресурсов Господь обошел «страну под белыми крыльями» стороной. Надо иметь богатое воображение, чтобы представить себе желающих организовать военную кампанию ради земли, на которой только три раза в истории удалось собрать с гектара более 200 центнеров картофеля. Может, тогда не стоит забывать о «фамильном серебре»: Минском производственном объединении вычислительной техники, «Горизонте», часовом заводе? Их основные фонды, точнее то, что от них осталось, сегодня и даром никому не нужны. Однако расслабляться я бы не советовал. Порох следует держать сухим. Все перечисленные предприятия расположены в центре белорусской столицы. Следовательно, они занимают важное географическое и стратегическое положение. Тут есть ради чего организовать конфликт.

Стабильность — наше все!

Если конфликты возникают, значит, они кому-то нужны? Меньше всего, как я это попытался объяснить, конфликты нужны сегодня мировым игрокам, т.к. они поглощены борьбой, борьбой… за переделы рынков. Но сегодня эта борьба не ведется с помощью «дипломатии канонерок».

Такие характеристики современного мира, как неопределенность, непредсказуемость и нестабильность, которыми постоянно пугает свой электорат А. Лукашенко, подробно были описаны Марксом и Энгельсом в «Манифесте коммунистической партии» (1847г.).

Напоминаю тем, кто давно не перечитывал этот базовый для советского человека документ: «Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других».

Белорусская модель и есть детище «прежних промышленных классов», которые с ее помощью пытаются продлить свое существование в истории. Отсюда культ стабильности. Она — наше все. Потеряем стабильность — мало не покажется. Это россиян пугают «желтыми жилетами» («Хотите, как во Франции?»). Белорусов пугают «арабской весной»…

Разумеется, наша сила в единстве, сплоченности. Наша сила в принципе несменяемости власти, чем и отличается белорусский вариант демократии от всех прочих.

Сергей Николюк

Читайте также:

От молока без коровы — к корове без молока

Почему белорусам не пригодился польский опыт

С точки зрения гуманитарного аспекта

Фейковые новости как гарант стабильности

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.