Светлана Алексиевич рассказала о «бело-русском Зеленском»
Нобелевская лауреатка Светлана Алексиевич рассказала, когда в Беларуси появится свой Зеленский, но не стала называть фамилии политиков, которые могли бы претендовать на эту роль.
— Следите ли вы за политическими событиями? Какое из событий вас удивило в последнее время?
— Конечно, Куропаты… То, как вытаскивали «крыжы». Представить себе, что в христианской стране это возможно… Это был такой уникальный памятник народный. Я много езжу по миру — ничего подобного я не видела. И вот это сделать… Мне казалось, что это какой-то очень плохой знак.
— А из международных событий? Украина выбрала Зеленского, в Армении победил Пашинян… Действительно ли мы созрели, дожили до того, что управлять нашими странами начнут люди с абсолютно новым опытом, без опыта страха и тоталитаризма, которые взрослели уже после развала Советского Союза?
— У меня есть надежда, что придет новое поколение, поколение молодых политиков, люди, у которых уже не только ракеты и подводные лодки в голове, которые совершенно иначе представляют мир, взаимоотношения между людьми и понимают, что действительно опасно сегодня для людей.
— Есть ли среди тех, кто сейчас работает на независимую Беларусь, кто-то, кто имеет задатки «нашего Зеленского»?
— Да, я вижу несколько людей, но я не назову их фамилии, поскольку это опасно для них.
— К сожалению, страх — это существенная эмоция, которой руководствуются белорусы. Еще в 2014 году вы написали эссе «Коллективный Путин». Мол, Путин живет в каждом из нас. Изменилось ли что-то за эти годы? В какую сторону идем мы как люди, как народ?
— Мне кажется, что все-таки на стороне добра больше людей. Их гораздо больше, чем мы себе представляем. Они ездят, они смотрят — вот тебе Пашинян, вот тебе Зеленский. Это не проходит бесследно. Это такие знаки, что я даже не могу понять, совершенно будучи далека от политики: как этого не видят те, кто находится в большой политике — тот же Путин, тот же Лукашенко.