TOP

Какие изменения нужны в Конституции?

На встрече с представителями конституционных судов европейских стран в Минске 31 мая А.Лукашенко заявил, что в ближайшее время в Беларуси будет принята новая Конституция или поправки в действующую Конституцию.

Почему такая спешка?

А.Лукашенко, объясняя предстоящие поправки в Конституцию, отметил: «Очень ускорились процессы. Наша Конституция начинает немножко отставать. Я попросил именно специалистов Конституционного суда, чтобы они внесли свои предложения по возможному совершенствованию нашей Конституции. А потом мы сядем и обсудим».

Да, общественные процессы ускорились. Уже электромобили вытесняют автотехнику на бензине и солярке. Дети на Евровидении становятся популярными артистами, а 40-летние шоумены побеждают на выборах поседевших политиков.

Однако мне непонятно, почему на фоне ускорения общественного и технического прогресса начинает «отставать» Конституция? В чем она отстает? Может быть, в том, что в Беларуси до сих пор применяется смертная казнь? Или в том, что зарплаты и пенсии белорусов в три—пять раз меньше, чем в европейских странах? А может быть, в том, что отдельные политики и государственные служащие, несмотря на пенсионный возраст, продолжают занимать свои должности и не позволяют молодым реализовать свое право на доступ к управлению делами государства?

Похоже, что эти вопросы мало интересуют власти предержащих. Не случайно, предложения по совершенствованию Конституции поручено внести членам Конституционного суда. Они-то, прошедшие жизнь и тщательно отобранные властью, знают, чего ждет от них «заказчик».

Чего хочет власть?

Как ни странно, свои сокровенные желания в сфере конституционных преобразований глава государства почему-то не высказывает. О них приходится лишь догадываться. Например, в ходе «Большого разговора» в марте А.Лукашенко сказал: «Нам придется усиливать другие ветви власти — исполнительной, законодательной. Может быть, после серьезного анализа нужно будет что-то предпринять по избирательной системе: вводить пропорциональную систему или остановиться на мажоритарной».

Позднее, 19 апреля, в своем послании к народу и парламенту А.Лукашенко снова заявил о необходимости корректировки Конституции. В частности, он отметил, что не хотел бы оставлять своему преемнику Конституцию с такими сильными президентскими полномочиями.

Очевидно, что речь идет о возможности передачи части полномочий парламенту и правительству. То есть намечается дрейф в сторону парламентской (парламентарной) республики, что мы наблюдаем на постсоветском пространстве. Примерами могут быть Армения и Казахстан. В Армении корректировка Конституции завершилась неудачно для бывшего президента Сергсяна. В Казахстане елбасы (лидер) Назарбаев, уйдя с должности президента, продолжает удерживать власть в стране.

Беларусь может явить миру новый вариант трансформации президентской власти, а именно: сохранить должность президента в руках того же лица, но с иными полномочиями. При этом может измениться порядок избрания президента (например, через парламент), но будет открыта возможность баллотироваться на эту должность прежнему главе государства. На каком основании? Потому что будет принята новая Конституция или иная редакция Конституции.

Мне представляется, что это и есть сокровенная мечта и интерес действующего главы государства, который неожиданно озаботился обновлением Основного закона.

С юридической точки зрения разница между новой Конституцией и новой редакцией Конституции состоит в том, что новая Конституция обычно принимается, когда происходит замена системы власти с коренной ее реконструкцией и обновлением кадрового состава. Таких разрушительных последствий власти не готовят. Поэтому можно предположить, что конституционные преобразования завершатся принятием пакета поправок в действующую Конституцию.

Как свидетельствует новейшая история Беларуси, в частности, события ноября 1996 года, этого будет достаточно для «обнуления» сроков полномочий президента.

Что надо изменить?

Следует согласиться с тем, что нынешняя Конституция, принятая по итогам ноябрьского референдума 1996 года, себя исчерпала. Она формально позволяет главе государства раз за разом участвовать в президентских выборах и «элегантно» побеждать. Но всем понятно, что это — не что иное, как имитация выборов и незаконное удержание власти. Значит, надо искать выход в легитимации власти. И здесь возможны несколько вариантов.

Вариант 1 — обновить действующую Конституцию путем поправок, одобренных на референдуме. Это и хочет сделать нынешняя власть.

Вариант 2 — восстановить действие Конституции 1994 года и признать деятельность власти предержащих незаконной с последующей юридической ответственностью.

Вариант 3 — принять Конституцию на переходное время, закрепив в ней статус временных органов власти и порядок их формирования. Главным из этих органов должен быть парламент как представительный и законодательный орган власти. Он призван сформировать остальные органы власти, в том числе решить вопрос о должности президента. Он может ее оставить, сократив полномочия, а может и упразднить.

Какой вариант станет реальностью, покажет ближайшее время. Выбор будет зависеть от многих факторов: внутренних и внешних. Мне хочется, чтобы белорусский народ вспомнил свое предназначение — принимать участие в управлении делами государства и решать вопрос о своей судьбе.

По Конституции именно мы, граждане страны, несем ответственность за настоящее и будущее Беларуси. Время принятия таких решений пришло, и мы — на сцене истории.

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

Уроки выборов в Европарламент

Почему партии у нас не в почете?

Может ли власть победить коррупцию?

Наши «сеньоры» бедные и бесправные

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.