Похищен. Убит. Пропал без вести…
30 августа отмечается Международный день жертв насильственных исчезновений. Он официально закреплен резолюцией генеральной ассамблеи ООН от 21 декабря 2010 года. В этот день активисты призывают гражданское общество обратить внимание на проблему похищения людей.
Что такое насильственное исчезновение
Насильственные исчезновения — один из методов насаждения атмосферы террора в обществе, который в настоящее время может применяться в сложных ситуациях внутренних конфликтов, особенно в качестве средства политического подавления оппонентов. В таком случае потеря чувства безопасности охватывает не только близких родственников исчезнувшего человека, но и зачастую окружающих людей.
Справка Согласно Декларации ООН о защите всех лиц от насильственных исчезновений, это случаи, когда «лица подвергаются аресту, задерживаются или похищаются против их воли или каким-либо иным образом лишаются свободы должностными лицами различных звеньев или уровней правительства, организованными группами или частными лицами, действующими от имени правительства, при его прямой или косвенной поддержке, с его разрешения или согласия, при последующем отказе сообщить о судьбе или местонахождении таких лиц или признать лишение их свободы, что ставит данных лиц вне защиты закона». |
Международная конвенция ООН о защите всех людей от насильственных исчезновений была принята в 2006 году. Она обязывает государства придать насильственному исчезновению статус уголовного преступления, защищать свидетелей подобных случаев, а также разыскивать пропавших людей или — в случае их смерти — хотя бы останков. Кроме того, конвенция призывает правительства установить четкие гарантии для людей, лишенных свободы. Документ подписали 97 государств, 50 уже ратифицировали. Беларусь подписала конвенцию, но не ратифицировала.
Похищен. Убит. Пропал без вести…
Четыре известных белоруса считаются насильственно исчезнувшими в 1999—2000 годах по политическим мотивам. Следствие не установило ни обстоятельств их исчезновения, ни виновных. Официально об их судьбе ничего не известно.
Давайте вспомним их имена и обстоятельства исчезновения.
7 мая 1999 года недалеко от своего дома в районе улицы Могилевской исчез экс-министр внутренних дел Юрий Захаренко. Он позвонил домой, сказал жене: «Скоро приду, грей ужин», в 23 часа поставил свою машину на стоянку, но домой так и не пришел. Ему было 47 лет.
Юрий Захаренко был членом политсовета ОГП, активным участником практически всех оппозиционных акций с 1996 года. Одной из причин его исчезновения многие считают создание им союза офицеров Беларуси, в который вошли люди с боевым опытом. Весной 1999-го Захаренко активно участвовал в организованной оппозицией кампании по выборам президента, входил в команду бывшего премьер-министра Михаила Чигиря, ездил по стране, организовывал группы по сбору подписей. Итоги референдума, состоявшегося двумя годами ранее и продлившего президентские полномочия Лукашенко до 2001 года, политик не признавал.
Уголовное дело по факту насильственного похищения министра завели 17 сентября 1999 года, лишь через 4 месяца после исчезновения Захаренко. За долгие годы официальное следствие так никуда и не продвинулось.
В 2016 году мать экс-министра Ульяна Захаренко, которой уже было 92 года, пыталась через суд признать сына умершим, но ей было отказано.
Ульяна Захаренко умерла в мае 2018, так и не добившись от белорусской власти правды о судьбе своего сына. Семья Юрия Захаренко — жена, две дочери и внуки, живут в Германии, где получили политическое убежище.
16 сентября 1999 года были похищены у здания публичной бани на улице Фабричной в Минске первый вице-спикер Верховного совета Беларуси 13-го созыва, председатель Центральной избирательной комиссии Виктор Гончар и его друг, предприниматель и общественный деятель Анатолий Красовский.
Примерно в 22:35 их видели в последний раз. Впоследствии на месте, где мужчины сели в автомобиль, была найдена кровь Виктора Гончара и осколки стекла его машины.
Вот рассказ правозащитника Олега Волчека о событиях от 17 сентября — на следующий день после похищения Гончара и Красовского, опубликованный на сайте belprauda.org:
«Виктор Гончар пропал накануне доклада об объявлении импичмента президенту Лукашенко, которое планировалось на сессии Верховного Совета в кинотеатре «Победа» в Минске 19 сентября 1999 года. Мы знали, что за Виктором Гончаром и Анатолием Красовским велась слежка, их телефонные разговоры постоянно прослушивались.
Лукашенко видел в лице Виктора Гончара реального политического противника. А поэтому мы, друзья и соратники Виктора Гончара, были уверены, что он со своим другом арестованы.
Однако к обеду органы прокуратуры сообщили, что у них нет информации о задержании В.Гончара и А.Красовского. Жена пропавшего политика Зинаида Гончар официально обратилась с заявлением о поиске мужа, однако никаких оперативных действий не проводилось.
Тогда я вместе с личным шофером Виктора Гончара — Владимиром Черновым, супругой Зинаидой Гончар, а также с женою бизнесмена Ириной Красовской в 17 часов прибыли к бане. И ужаснулись, когда, зайдя за нее, увидели на асфальте следы крови, следы торможения автомобиля, осколки разбитых фар. Мы поняли, что именно на этом месте были похищены Гончар и Красовский с применением насилия.
Знаю из собственного опыта: когда пропадает человек, правоохранительные органы осматривают последнее место пребывания жертвы, но в данном случае до нашего приезда этого не сделали. Когда мы обнаружили место похищения, мы тщетно пытались вызвать милицию на место происшествия. Родственники даже отправили автомобиль за оперативной группой. Когда приехали оперативные сотрудники, мы передали им вещественные доказательства.
Благодаря нашему вмешательству правоохранительные органы начали расследовать исчезновение Гончара и Красовского».
Уголовное дело по факту похищения политика и бизнесмена завели 20 сентября 1999 года.
7 июля 2000 года исчез при невыясненных обстоятельствах по дороге в аэропорт «Минск-2» Дмитрий Завадский, оператор телеканала ОРТ в Беларуси. Он приехал встретить своего коллегу журналиста Павла Шеремета. Однако Шеремет нашел автомобиль Завадского пустым.
8 июля 2000 года по факту исчезновения Дмитрия Завадского было возбуждено уголовное дело по ст. 101 УК «Умышленное убийство».
Во время расследования правоохранители вышли на фигуру офицера спецподразделения МВД «Алмаз» Валерия Игнатовича. В процессе разработки Игнатовича стали известны новые факты, которые указывали на причастность к преступлениям командира спецподразделения МВД РБ СОБР Дмитрия Павличенко. Всплыла история о расстрельном пистолете, который выдавался начальником СИЗО № 1 Олегом Алкаевым дважды — накануне исчезновения Ю. Захаренко и в день исчезновения Гончара и Красовского. 22 ноября 2000 года председатель КГБ генерал-лейтенант Владимир Мацкевич подписал постановление о превентивном задержании командира воинской части 3214. Павличенко Д. был арестован и помещен в СИЗО КГБ. На следующий день по устному распоряжению президента А.Лукашенко он был освобожден.
Далее последовали совершенно «внеплановые» перемещения в руководстве КГБ и прокуратуре:
- 27 ноября 2000 года председатель КГБ Владимир Мацкевич был снят с должности;
- 27 ноября 2000 года генеральный прокурор Олег Божелко снят с должности;
- председателем КГБ назначен Леонид Ерин;
- генеральным прокурором назначен Виктор Шейман.
С этого момента расследование дел исчезнувших оппонентов власти практически прекращено.
Дело Дмитрия Завадского отличается от других дел исчезнувших политиков, оно единственное, которое рассматривалось в суде. 14 марта 2002 года Минский областной суд признал виновными в похищении Завадского офицеров спецподразделения МВД «Алмаз» Валерия Игнатовича и Максима Малика (осуждены на пожизненное заключение), бывшего курсанта академии МВД Алексея Гуза (осужден на 25 лет лишения свободы), а также Сергея Савушкина.
Согласно обвинению, мотивом преступления стала месть: мол, Завадский публично обвинил Игнатовича в участии в войне на стороне чеченских бойцов. Однако никто из осужденных не признал своей вины ни по одному из эпизодов.
27 ноября 2003 года суд Фрунзенского района г. Минска признал пропавшего журналиста умершим, но тело Дмитрия Завадского до сих пор не найдено.
Кто на самом деле виновен?
Версия о том, что к исчезновению двух ведущих оппозиционных политиков Ю. Захаренко и Д. Гончара, крупного предпринимателя А. Красовского и журналиста-оператора Д. Завадского якобы причастны «эскадроны смерти», которые в 90-е уничтожали представителей криминального мира Беларуси, подтверждается рапортом начальника криминальной милиции МВД генерала Николая Лопатика и свидетельством начальника СИЗО-1 Олега Алкаева.
В рапорте Лопатика на имя министра внутренних дел Владимира Наумова от 21 ноября 2000 года утверждается, что Шейман дал указание Павличенко физически уничтожить Юрия Захаренко. Похищение и убийство осуществили бойцы спецназа во главе с Павличенко. По аналогичной схеме были убиты Гончар и Красовский. Похоронили их якобы на спецучастке на Северном кладбище Минска. В свою очередь Олег Алкаев заявлял, что по просьбе главы МВД Юрия Сивакова выдавал «расстрельный» пистолет накануне исчезновения Захаренко, Гончара и Красовского.
В июне 2001 года попросили политического убежища в США следователи прокуратуры Олег Случак и Дмитрий Петрушкевич, которые выступили с сенсационной новостью о том, что в Беларуси якобы действуют «эскадроны смерти», которые без суда и следствия, тайно похищают и убивают не только членов оппозиции, но и представителей бизнеса, криминальных структур. Через месяц с такими же показаниями выступил бывший начальник следственного изолятора Олег Алкаев, который попросил политического убежища в Германии.
Специальный доклад депутата Парламентской ассамблеи Совета Европы Христоса Пургуридеса установил, что высокопоставленные белорусские чиновники Виктор Шейман, Юрий Сиваков, Владимир Наумов, а также командир СОБР Дмитрий Павличенко были причастны к исчезновению четырех человек на протяжении 1999—2000 годов. В сентябре 2004 года Евросоюз, США и Канада приняли решение о запрете на выдачу виз в страны ЕС четверым белорусским чиновникам, которые могли быть причастны к насильственным исчезновениям. Эти должностные лица находятся в санкционном списке Евросоюза и США до сих пор.
В январе 2019 года расследование дел об исчезновении политиков приостановлено.
По материалам сайта spring96.org, bydc.info и других интернет-ресурсов подготовила Оксана Алексеева