Что выше: Конституция или Избирательный кодекс?
Признать выборы недействительными — такой вывод можно сделать уже сейчас, не дожидаясь голосования и итогов выборов. Для этого имеются, как минимум, три существенные причины.
Как известно, окружные избирательные комиссии отказали в регистрации 55 представителям от общественного объединения Движение «За cвободу». Неудачными оказались также попытки членов этого объединения зарегистрироваться путем сбора подписей. Попробуем разобраться в ситуации и дать правовую оценку.
В жалобе отказать
Лидер общественного объединения Движение «За свободу» Юрий Губаревич обжаловал решение избирательной комиссии в Минский городской суд. Текст этой объемной жалобы у меня имеется, и я могу судить о ее обоснованности. Губаревичу отказали в регистрации, прежде всего, по той причине, что он выдвигался от имени общественного объединения, ссылаясь на ст.69 Конституции. Между тем в Избирательном кодексе (ч.3 ст.60) такое право общественным объединениям не предоставляется. Ему также отказали в регистрации путем сбора подписей, сославшись на замечания в представленных им подписных листах.
Губаревич обжаловал решение окружной комиссии в Минскую горкомиссию по выборам депутатов. Та отклонила его жалобу.
Следует отметить, что в похожей ситуации оказались почти все представители движения «За свободу», которые выдвигались от имени общественного объединения, а также собирали подписи под флагом движения. В том числе заместитель председателя Виктор Янчуревич, члены совета объединения Роман Кисляк и Денис Турченяк. Зарегистрироваться удалось лишь тем, кто выступал «под прикрытием» политических партий.
Минский городской суд в своем решении не прислушался к доводам председателя общественного объединения и оставил его жалобу без удовлетворения.
Избирательный кодекс изменил Конституцию
Теперь о самом главном, о чем еще не говорилось в юридическом сообществе Беларуси. Речь идет о том, что в Избирательном кодексе Республики Беларусь (далее — ИК), принятом в январе 2000 года, не предусматривается право общественных объединений выдвигать кандидатов в депутаты. Такое право оставлено лишь за политическими партиями и трудовыми коллективами. Кроме того, разрешается собирать подписи за выдвижение кандидатов в депутаты на специальных подписных листах.
В соответствии со ст.69 Конституции, право выдвижения кандидатов в депутаты закрепляется за всеми общественными объединениями, включая и политические партии. О том, что общественные объединения могут участвовать в выборах, говорится и в части 1 статьи 5 Конституции. Согласно статье 7 закона «Об общественных объединениях», ограничения прав и законных интересов общественных объединений могут иметь место лишь в случаях, прописанных в законах. Так, объединениям граждан запрещается вести пропаганду войны или заниматься экстремистской деятельностью.
Конечно, между политическими партиями и иными общественными объединениями имеются отличия. Во-первых, для регистрации партии требуется не менее 1000 членов-учредителей (на мой взгляд, это чрезмерный численный показатель). Для иных общественных объединений достаточно 50 членов-учредителей.
Во-вторых, партии занимаются преимущественно политической деятельностью и ставят далекоидущие цели, в том числе реформирование государства и общества. Что касается общественных объединений, то они занимаются, как правило, узкими сферами деятельности: профессиональной, культурной, спортивной, религиозной.
В-третьих, членство в партии носит фиксированный характер, а общественные объединения предъявляют минимум требований к членству, в том числе к уплате взносов.
В-четвертых, партии в силу принятых программ проявляют большую активность в жизни страны, в том числе в процессе формирования органов власти, проводят митинги, собрания, шествия, высказывают позицию относительно решений и действий органов власти, а также их представителей. Общественные объединения предпочитают работать, не ввязываясь в решение политических вопросов.
В-пятых, согласно действующему законодательству, партии не имеют права получать какую-то финансовую помощь от иностранных государств, организаций и граждан. В Беларуси они вынуждены существовать, довольствуясь лишь партийными взносами и спонсорской помощью. В отношении иных объединений действует более льготный финансовый режим. Им разрешается получать «гуманитарную» помощь от государства, от иностранных грантодателей при условии соблюдения требований, установленных декретом от 31 августа 2015 г. №5 «Об иностранной безвозмездной помощи».
В силу изложенного понятно, что власти предержащие побаиваются сильных политических партий, которые могут путем использования легальных процедур изменить состав органов власти. Поэтому авторитарные режимы предпочитают держать политические партии в ослабленном состоянии, не позволяя им развиваться и отказывая в регистрации новых партий. Определенную угрозу для властей могут представлять и общественные объединения, преследующие политические цели.
На мой взгляд, этими причинами можно объяснить отказ в регистрации представителям движения «За свободу». Тем более, нынешние власти помнят предыдущего лидера движения Александра Милинкевича, который стал кандидатом в президенты в 2006 году.
Однако фактом остается противоречие между нормами Конституции и Избирательного кодекса относительно списка субъектов, которые могут выдвигать кандидатов в депутаты. Это противоречие необходимо разрешить с тем, чтобы восстановить в этой сфере конституционную законность.
Признать выборы недействительными
Такой вывод можно сделать уже сейчас, не дожидаясь голосования и итогов выборов. Для этого имеются, как минимум, три существенные причины.
Во-первых, в нарушение Конституции и Избирательного кодекса выборы были назначены на 10 месяцев раньше плановых сроков. Это привело к нарушению прав белорусских парламентариев, которые лишились зарплат за указанный период. Некоторые депутаты не успели реализовать свои законопроекты, в том числе внести изменения и дополнения в Избирательный кодекс, отменить смертную казнь, поддержать белорусский язык как язык титульной нации.
Во-вторых, формирование избирательных комиссий носило недемократический и непрозрачный характер. Об этом может свидетельствовать тот факт, что почти из 500 представителей от оппозиционных политических партий в состав участковых комиссий попали лишь два десятка, что составляет 0,031% от общего состава членов комиссий.
В-третьих, как выше отмечалось, регистрация кандидатов в депутаты носила селективный характер. Кроме представителей движения «За свободу», не смогли пройти регистрацию десятки выдвиженцев от партий и самовыдвиженцев. Ряд зарегистрированных кандидатов были исключены из предвыборной гонки за мелочные нарушения законодательства, в том числе «неправильные» выступления на телевидении.
Считаю, что переход к законным, свободным и справедливым выборам станет возможным лишь после формирования нового состава Центральной избирательной комиссии и иных избирательных комиссий. Одновременно следует принять новое избирательное законодательство, устранив из него противоречие с Конституцией о запрете общественных организаций выдвигать кандидатов в депутаты. Кстати, его может исправить нынешний Конституционный суд в случае обращения к нему председателя объединения движение «За свободу».
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор
Читайте также:
Спектакль с заранее известным концом?
Программ есть много. Но люди уезжают
Не превратится ли перепись в допрос?
Суды работают практически без отмены приговоров