TOP

За что прессуют «Серого кота» и других блогеров?

7 февраля Гомельский областной суд оставил в силе повторный 15-суточный арест в отношении блогера Сергея Тихановского за участие в акции 20 декабря. В этой связи возникает ряд вопросов: почему власти так жестко отнеслись к блогерам, которые освещали декабрьские акции за независимость? Законны ли административные аресты, похожие по срокам на уголовные наказания?

Тихановский — не единственный такой

Кроме Сергея Тихановского, под милицейско-судебные репрессии попали также блогеры Владимир Цыганович (штраф 50 БВ), Николай Дедок (штраф 50 БВ), Эдуард Пальчис (штраф 30 БВ), Николай Масловский (штраф 30 БВ). Витебский блогер Александр Дубровских за участие в трех акциях за независимость получил штраф в сумме 90 базовых величин. Однако абсолютным рекордсменом по количеству судов и суровости наказания стал ютуб-блогер из Барани Дмитрий Козлов.

Но вернемся к Сергею Тихановскому. Я посмотрел несколько выпусков его интернет-канала «Страна для жизни». Содержание канала, как и позиция автора, впечатляют. Достаточно посмотреть последние выпуски.

Первый судебный процесс над С. Тихановским состоялся 27 декабря. В соответствии с милицейскими протоколами он якобы активно участвовал в несанкционированном мероприятии 21 декабря. В суде Тихановский утверждал, что лишь снимал на видео участников акции. Тем не менее судья Елена Шайн подвергла его аресту на 15 суток. Из зала суда Тихановского этапировали в ИВС Гомельского УВД.

Особенность истории гомельского блогера в том, что за день до окончания срока ареста его доставили в тот же суд Советского района Гомеля и без проволочек осудили еще на 15 суток. На этот раз за участие в другой акции протеста (20 декабря). Однако на следующий день его снова загрузили в «воронок» и вывезли в город, где выпустили. Формальной причиной освобождения стало то, что в ИВС не поступило постановление о новом аресте. Кажется, не проще ли было позвонить в суд и потребовать нужную «бумажку»? Но, понятное дело, что здесь без команды сверху не обошлось.

Сейчас Тихановский продолжает свою деятельность и радует подписчиков канала новыми видеороликами. В любой момент его могут «пригласить» досидеть срок.

В чем виноват «Серый кот»?

Блогер Дмитрий Козлов, автор ютуб-канала «Серый кот», накануне декабрьских акций за независимость призывал своих подписчиков принять участие в них. Он и сам принимал участие и вел репортажи. После того как акции прошли и страсти улеглись, минская милиция составила в отношении смелого блогера 8 протоколов. А потом его начали судить: то в Минске, то в Орше. Последний по времени судебный процесс состоялся 27 января. Что удивительно, но предсказуемо: все суды в отношении блогера заканчивались одним и тем же наказанием — административным арестом на срок 15 суток. Как будто судами и судьями кто-то дирижировал. В итоге Дмитрий Козлов (он же «Серый кот») установил рекорд в суммарном количестве административных арестов (120 суток).

31-летний мужчина успел отсидеть в Оршанском ИВС 26 суток (первые трое суток он держал голодовку в знак протеста против условий содержания). Потом его неожиданно выпустили, взяли расписку, что по первому требованию милиции он вернется на «насиженное место».

С правовой точки зрения применение таких репрессий и порядка отбывания наказания является весьма странным. В Кодексе об административных нарушениях вопрос о применении административного ареста урегулирован лишь в общем виде. В статье 6.7 КоАП отмечается, что арест как самый строгий вид административного взыскания устанавливается на срок до 15 суток, а в статье 7.4 КоАП говорится, что при сложении нескольких взысканий за совокупные действия срок ареста не должен превышать 25 суток.

Что касается административной ответственности за деяния, совершенные в разное время, то суммарный предел в законе не устанавливается. Однако при этом следует руководствоваться принципами административного судопроизводства, закрепленными в статье 4.2 кодекса, в том числе принципами справедливости и гуманизма. В случае с Д. Козловым судьи, похоже, забыли про продекларированные принципы и всякий раз отмеряли за реализацию гражданином своих конституционных прав (участие в мирных собраниях, шествиях, демонстрациях у нас гарантируется) максимальный срок ареста.

Можно предположить, что такая жестокость в отношении блогера из Барани была не случайной. Весьма вероятно, что судьи получили указание примерно наказать «паршивца» за распространение информации о протестах и изолировать на длительное время, чтобы тот мог «прочистить мозги».

Белорусские правозащитные организации в совместном заявлении от 21 января, принимая во внимание беспрецедентный случай административной ответственности в отношении Дмитрия Козлова, который по своему сроку и условиям можно приравнять к уголовному наказанию, а также политическую направленность принятых судебных решений, признали его политическим заключенным.

Выход известен

Международное сообщество в лице правозащитной организации Amnesty International отреагировало на массовые репрессии против участников акций против интеграции с Россией. В принятом документе обращается внимание на применение длительных арестов и больших штрафов в отношении граждан. Упоминается также Петр Маркелов, который жаловался на условия содержания в изоляторе и недопуск к нему адвоката.

Организация Amnesty International потребовала от белорусских властей прекратить административное преследование участников мирных собраний, а в отношении подвергнутых санкциям — отменить решения и выплатить компенсацию.

Как юрист, я поддерживаю требования известной международной организации и считаю, что представители власти используют применение жестких санкций с целью запугать общество и сбить волну протестных настроений. Что касается длительных сроков административных арестов в отношении блогеров, то здесь преследуется еще и другая цель — скрыть от общественности правду по вопросу «углубленной интеграции».

Следует иметь в виду, что согласно ч.3 ст.25 Конституции никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию. Необоснованная и несправедливая изоляция отдельных участников мирных акций, в том числе и ютуб-блогеров, приравненных по своему статусу к журналистам, является не чем иным, как жестоким наказанием в бесчеловечных условиях.

В конце статьи мне приходится согласиться со словами блогера Сергея Тихановского, сказанными в одном из последних сюжетов: у нас нет прав человека. Остается лишь добавить: наши права забрала власть, и задача состоит в том, чтобы их вернуть законным владельцам — гражданам. Тогда в стране будет восстановлена законность, а милиция и суды перестанут преследовать граждан за выражение их политических взглядов.

Официально

Президент Беларуси Александр Лукашенко заявил на совещании с руководителями ведущих государственных средств массовой информации, что сегодня интернет уже не просто дышит в спину государственной прессе, но и по некоторым позициям вырывается вперед, а Telegram-каналы, блоги, социальные сети по влиянию, как минимум, сравнялись с традиционными СМИ. «Молодежь в основном там. Мобильный телефон с выходом в интернет в распоряжении всех желающих — от ребенка до пожилого человека. И эти материалы им доступны в любое время суток», — сказал глава государства.

Может, за этими словами кроется причина, за что так жестко прессуют блогеров?

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

Курочка по зернышку клюет…

«Табакерки» захватывают Минск

Как обеспечить достойную старость?

И снова о судах…

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.