TOP

Короны и коронавирус. Существует ли связь?

Угроза, которую коронавирус несет для легитимности, еще не осознана «национальными лидерами» на пространстве бывшего СССР.

Согласно Википедии, парадокс — высказывание, мнение, рассуждение, которое расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным или противоречащим здравому смыслу.

С парадоксами дружат гении. Так, в частности, полагал Александр Сергеевич Пушкин. Спорить же с самым ярким гением русской культуры я не берусь. Не того полета птица… Но если гений — парадоксов друг, то на постсоветском пространстве наличие гениев среди руководителей государств является скорее правилом, чем исключением. По крайней мере, такой вывод напрашивается при регулярном знакомстве с высказываниями статусных персон.

Обратимся, для примера, к Беларуси. Стабильность по праву считается одной из ее визитных карточек. Нет, не зря государство, которому по историческим меркам без году неделя, претендует на звание «Донор европейской стабильности». Германия не претендует, Франция не претендует, а Беларусь претендует!

Ничего парадоксального на первый взгляд в этом нет, народ-то у нас толерантный. Но предлагаю прислушаться к высказываниям главы белорусского государства внимательнее. 21 марта на совещании по вопросам работы белорусских нефтеперерабатывающих предприятий он, естественно, не мог не высказаться по поводу коронавируса.

И он высказался: «Валерий Павлович (председатель КГБ Валерий Вакульчик. — Ред.), уже хватит на это смотреть. Надо хорошенько пройтись по этим сайтам, каналам. Погибла женщина в Витебске — никакого там коронавируса, и после гибели взяли анализы несколько раз. Мне докладывают по каждому случаю похожих смертей. Нет, взяли, раскатали, что погибла якобы от коронавируса. Для чего? Чтобы создать панику».

Вот оно, оказывается, как! В Витебске погибла женщина. Факт, достойный сожаления. Но каким образом с помощью этого единичного факта можно поколебать стабильность в стране с населением в 9,5 млн человек?

Если кто-то полагает, что пропаганда с помощью фактов, высосанных из пальца, способна творить чудеса, то он ошибается. Ничего нового пропаганда создавать не в состоянии. Ее удел — лишь усиливать представления, которые формируются в общественном мнении под воздействием объективных обстоятельств.

Обратимся за пояснением к истории. В чем заключалось одно из главных отличий между итальянским фашизмом и немецким национал-социализмом? Ответ: в национализме. У идеолога и практика фашизма Муссолини он был на подтанцовке, тогда как в приходе Гитлера к власти сыграл решающую роль.

«В Веймарской республике, — поясняет профессор социологии Калифорнийского университета Майкл Манн, — жили 60 млн немцев, но еще почти 20 млн проживали за ее границами, в основном на прилегающих территориях. Из-за этого понятие «германская нация» было сконцентрировано не сколько на государстве, сколько на этнической, потенциально даже на расовой идентичности — и имело мощный потенциал территориальной экспансии».

Такой раскол сложился в результате Первой мировой войны, которую Германия проиграла. Что касается родины фашизма, то страна-победитель Италия «…была полуостровом, серьезных территориальных споров не имела и с основными своими соседями — Францией и Швейцарией — поддерживала хорошие отношения».

Доля еврейского населения в Германии составляла 0,76%, но этого оказалось достаточно, чтобы превратить немцев в патологических антисемитов. Потребность во врагах, как внешних, так и внутренних, буквально витала в воздухе.

В Италии ничего подобного не наблюдалось. В это трудно поверить, но в составе 190 человек, объявивших в марте 1919 года о создании fasci di combattimento (боевого отряда будущей фашистской партии), было 5 евреев.

Привет от коронавируса

Вздрагивает от малейшего шороха в кустах и национальный лидер России. Отсюда поправки в Конституцию и та спешка, с которой они принимаются. Подкреплю сказанное соответствующей цитатой: «Сейчас, действительно, может быть, важнее стабильность, спокойное развитие страны, но потом, когда страна наберет побольше уверенности в себе, ресурсов, жирка, что называется, тогда совершенно точно нужно обеспечить сменяемость власти».

Два десятилетия при власти, а ни с уверенностью в себе, ни с ресурсами, ни с жирком взаимности у Путина отношения так и не сложились. Не сложились в России. Но на России свет клином не сошелся. Достаточно вспомнить неожиданно всплывшую информацию о друге президента виолончелисте Сергее Ролдугине, а по совместительству владельце офшорных компаний с оборотом в несколько миллиардов долларов.

Подобная история — не первая и далеко не последняя, что и подтверждает актуальность еще одной цитаты того же автора: «Нужны гарантии невозможности отката назад в том направлении, в которое мы не хотим возвращаться. Недопустимость новых попыток раскачки страны».

Кто может дать подобного рода гарантии? До Бога высоко, до царя далеко. Выбор, тем не менее, имеется, но только у тех, кто царями не являются. А у тех, кто являются? Не по этой ли причине мы регулярно наблюдаем «национальных лидеров» постсоветских государств в храмах со свечками в руках? Больше им апеллировать не к кому. Не к избирателям же!

Склонность к вздрагиванию от малейшего шороха в кустах — прямое следствие дефицита легитимности. Политик обладает властью лишь в той степени, в которой граждане считают, что он вправе обладать властью. Однако не так-то просто доказывать свое право на власть в пятый, а тем более в шестой раз, когда общепринятой нормой считаются два срока.

В «тучные» нулевые годы в условиях устойчивого роста доходов населения особых проблем с легитимностью не возникало. Не приходилось потеть и штатным пропагандистам. Им вполне хватало метода от противного: было плохо — стало хорошо, был хаос — наступил порядок, был безответственный лидер — появился ответственный.

Но на смену «тучным» нулевым пришли «худые» десятые. В качестве дополнительного источника легитимности «национальные лидеры» были вынуждены обратиться к Победе. Они объявили себя ее единственными наследниками, что позволяет приравнивать недовольных властью к подонкам, ставящим под сомнение «нашу Победу».

В этот отработанный алгоритм неожиданно вмешался коронавирус. Угроза, которую он несет для легитимности, еще не осознана «национальными лидерами» на пространстве бывшего СССР. Только этим можно объяснить их неадекватную реакцию на информацию в негосударственной прессе.

Сергей Николюк

Читайте также:

Смысла выпендриваться больше нет

Чтобы не выглядеть как пропаганда

Беларусь минус экспорт нефти и нефтепродуктов

Государственное телевидение в роли информационной cенокосилки

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.