TOP

Александр Федута. Игра престолов XXI век

Власть слушает лишь сама себя. Во всяком случае, та власть, авторитарная, о которой и писал Мартин. А авторитарный правитель обречен на поражение, какими бы при этом мотивами он ни руководствовался…

Каюсь. То есть, конечно, мне и кроме этого есть в чем каяться, как и всякому смертному, но в данном случае я каюсь в том, что в свое время «подсел» на сериал «Игра престолов». Посмотрел я его тогда, когда впереди оставался последний сезон, а потому ждал его примерно с тем же нетерпением, с каким младшие сыновья и дочери моих сверстников ждали каждый новый роман о Гарри Поттере. Во взрослых иногда просыпаются дети, ничего не поделаешь.

Оглядывался Мартин в прошлое, а написал о будущем

Правда, смотрел я сериал, как и положено взрослому. Понимая, что все те драконы, чудеса, оживающие мертвецы — это так, сказочки для неокрепших умов. А вот то, о чем говорят, мотивы, которыми руководствуются цари и царедворцы, — это и есть самое интересное. Игра престолов — это политика, продолжением которой является война, составляющая стержень сериала. А цель этой игры — власть.

И если проводить параллель между фэнтези Джорджа Мартина и мировыми реалиями двадцать первого века, можно точно сказать: Мартин был абсолютно прав, и все развивается в точности по описанному им сценарию.

Четыре мировых полюса силы — США, Евросоюз, Китай и Россия. Поочередно каждый из них имеет шанс взять верх. Плюс малые игроки, которые путаются под ногами, не давая ни одной из мировых сил победить надолго.

Меняющиеся обстоятельства. И — в самом конце — битва с мировым злом, с эпидемией, лишающей человека его облика. Нет, правда, это именно то фэнтезийное пространство, в котором мы сейчас и проживаем.

Помните, например, тот сезон, где в игру внезапно вступают держатели самого, пожалуй, важного ресурса в эпоху средневековья — золота? Поставьте сегодня вместо золота нефть, и вы увидите, как совпадает все до точности. Как великие державы сражаются между собой, опираясь на поддержку государств нефтедобывающих. И у кого в запасе больше нефти, кто в состоянии играть одновременно и на повышение, и на понижение нефтяных котировок — у того в руках реальная власть.

Вероятно, Джордж Мартин, автор эпопеи «Песнь огня и пламени», ставшей основой сценарных разработок для «Игры престолов», предусматривал какие-то параллели. Но он-то оглядывался в прошлое. В конце концов, любой фантаст, как заметил еще старик Герберт Уэллс, в состоянии придумать лишь комбинацию из того, что он видел в реальности. И кому, как не Уэллсу, об этом знать? А тут получилось, что оглядывался Мартин в прошлое, а написал о будущем.

Золото в принципе не может ничего и никого победить

То есть для нас — о нашем будущем. Которое уже есть в сегодняшнем дне.

Мне кажется, правителям надо бы сдавать экзамен на знание «Игры престолов». Это было бы далеко не бесполезно. Например, они знали бы, что жестокость всегда сталкивается с жестокостью, и они уничтожают друг друга. Что золото в принципе не может ничего и никого победить, поскольку является некоторой условной ценностью — не более. Что знание — тоже сила. Что здоровье человека — высшая ценность. И, наконец, что в игре престолов побеждает не самый умный, не самый хитрый и даже не самый сильный. В игре престолов побеждает лишь тот, кому это суждено.

Вы скажете, что все это — прописные истины. Да, конечно. Ведь даже Священное Писание, существующее в каждой мировой религии, состоит из прописных истин.

Но проблема тех, кого царь Давид в псалмах своих именовал «властителями и судиями», состоит как раз в том, что они этими прописными истинами пренебрегают, считая, что не для них эти истины прописывались.

А значит, все они наступают, в принципе, на те же самые грабли, о которых писал не только царь Давид, но и Джордж Мартин. Просто Мартин изложил все эти истины в форме популярной сказки для взрослых — чтобы легче доходило до адресата.

Но, увы, оказывается, что не доходит.

Власть слушает лишь сама себя. Во всяком случае, та власть, авторитарная, о которой и писал Мартин. А авторитарный правитель обречен на поражение, какими бы при этом мотивами он ни руководствовался. Невозможно загнать человечество железной рукой в светлое будущее. И невозможно облагодетельствовать род людской огнем и мечом, даже если самый лучший священник освятит и огнь, и меч. Да и благие намерения не оправдают его в глазах потомков, ибо благими намерениями устлана дорога вовсе не в рай.

Если очень умные, то почему строем не ходите?!

Мне кажется, это связано — не в последнюю очередь — с тем, что психология носителей власти с баснословных времен, которые использует в качестве базовой модели автор «Песни огня и пламени», попросту не менялась. Получив под свой контроль и ресурсы, и механизмы их удержания, «властители и судии» свято веруют в то, что они обладают монополией на истину и на знание. Они знают все и всегда правы в своих решениях и оценках. Единственные их потенциальные соперники в этом отношении — те, чей ресурс, финансовый или силовой, выше их собственного. А остальным они вполне правомерно могут сказать:

— Если вы такие умные, то почему такие бедные?

Или:

— Если вы такие умные, то почему вы строем не ходите?

Они даже представить себе не могут ситуации, в которой эти их ресурсы вдруг перестают действовать!

Приведу конкретный пример из сегодняшней ситуации, которая в рамки никакого фэнтези не укладывается.

На постсоветском пространстве медицина финансируется, что называется, по принципу: возьми себе, Боже, что нам не гоже. Богатые люди, к которым относятся и политики, всегда уверены были в том, что они смогут вылечиться за границей.

Но «заграница» по мере распространения пандемии коронавируса начала, что называется, схлопываться. Суть карантина заключается как раз в том, что каждый сидит у себя в стране и лечится в ней же. И Украина, которую кто-то ехидный некогда назвал «страной непуганых олигархов», внезапно поняла: в стране есть деньги и на здравоохранение, а не только на распил по карманам власть имущих! Олигархи разных уровней, ранее стоявшие в очереди в храмы различных конфессий, надеясь щедрым подаянием искупить грехи свои (а их, надо полагать, хватало), столь же дружно выстроились в больницы, оплачивая счета на ремонт палат, закупку медикаментов и техники, внося средства на материальную поддержку медицинских работников. Украинский сектор интернета заштормило от хохота: эти люди до сих пор были уверены в том, что они финансируют медицину для простых своих сограждан, а тут оказывается — вот оно как…

Вопрос в том, понимает ли власть новую реальность?

Но ладно: в Украине есть богатые люди, которые таким вот образом попытаются купить себе здоровье.

А в Беларуси единственный реальный олигарх — государство. И в нем приоритеты всегда были расставлены строго: органы власти, силовые службы и ведомства, ледовые дворцы — а уж где-то там, в самом конце, окажутся здравоохранение и образование.

И среднего класса у нас не наберется столько, чтобы профинансировать на свои деньги нормальный бюджет для здравоохранения — раз уж государство это не в состоянии сделать. Да, разумеется, есть и немногочисленные частные клиники, но борьба с эпидемией никогда не входила в их задачи.

Вот почему поведение белорусских властей все более напоминает поведение королевы Серсеи Ланнистер, надеявшейся отсидеться во время всемирной войны с Армией Мертвых (тех самых, зараженных неведомой болезнью) в своей столице Вестеросе. И отсидеться не получилось, и, как помнят все зрители сериала, власть сохранить. Это было, прямо скажем, совершенно неудачное решение. Но королева Серсея точно знала: главное — не встать в общий строй. Ну, не встала…

Мне скажут, что параллель избрана не слишком удачная. Что там во главе государства стоял совершенно иной тип правителя — хотя бы потому, что она была женщиной. Простите, а вот гендерная принадлежность в этом случае совсем ни при чем. Типология мышления как раз совпадает: я решила, значит, так и будет.

И это при том, что ресурсов в нашем случае значительно меньше, чем в саге Мартина у Серсеи. Так чего ж упрямиться в поисках собственного пути? Экспериментировать, как сказал один политик, на «народце»? Но «народец» в какой-то решающий момент превращается в настоящий народ. И что тогда?

Кровавый финал этого фэнтезийного учебника по основам политики — как раз то, что меньше всего хотелось бы увидеть воплощенным в жизнь. Просто — не хочется. Под глыбами ледяной Стены и в пламени, изрыгаемом драконами, можем погибнуть мы все. И силой предотвратить это невозможно — только единством.

Вопрос в том, понимает ли это власть?

Александр Федута

Читайте также в рубрике «ВЗГЛЯД И ГОЛОС»:

Виталий Цыганков. Мир после коронавируса

Петр РудковскийЦерковь, геи, гомофобы: как выйти из порочного круга авторитарных решений

Андрей ХадановичСціплае абяцанне сціпласці

Игорь Драко. Ивье: рай, где живут тунеядцы

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.