О пользе грома среди ясного неба
Белорусы способны на самоорганизацию, причем без каких-либо ЦУ со стороны начальства. Вот только жаль, что пока гром среди ясного неба не грянет или жареный петух в задницу не клюнет, сама она не начинается…
Полагаю, никому не надо объяснять, что сформировать команду из энтузиастов и романтиков для строительства Беломорканала за миску похлебки товарищу Сталину было непросто. Поэтому пришлось прибегнуть к помощи заключенных ГУЛАГа, численность которых на строительстве к концу 1932 года составила 108 тысяч человек.
Эффективность подневольного труда не в последнюю очередь обеспечивалась за счет «учета и контроля», этого базового принципа социализма, сформулированного вождем мирового пролетариата Ульяновым-Лениным.
На финише социалистического эксперимента стимулирующий потенциал «учета и контроля» уперся в свой предел. Экономический маховик начал пробуксовывать, и ему потребовалась смазка. Причем в прямом и переносном смысле: «не подмажешь, не поедешь». Однако то, что помогало решать вопросы на личном (бытовом) уровне, отказывалось работать на уровне национальной экономики.
Ничто на земле не проходит бесследно, в том числе и советский опыт выживания, приобретенный в условиях тотального «учета и контроля». Отцы передают его детям, те своим… Эстафета поколений. Ни одна культура без нее не обходится. Отличие лишь в том, что конкретно передается.
Свежий пример. Я позаимствовал его из пресс-релиза на сайте president.gov.by от 20 марта: «Надо людей в конце концов заставить отвечать за себя и тех, кто рядом. Если ты сморкаешься, кашляешь, так не выходи на улицу и не трави других, заразу не разноси. В этом вся суть».
Добираться до самой сути событий дано не каждому. Но в приведенной выше цитате главного политика я бы рекомендовал обратить внимание на фразеологизм «в конце концов», выдающий раздражение говорящего. По всей видимости, он не в первый раз сталкивается с необходимостью заставить соотечественников «отвечать за себя и тех, кто рядом».
Он заставляет. Соотечественники упираются. Такова реальность, и с ней нельзя не считаться. Отсюда признание: «У нас других людей нет, не будет, и грех нам еще обижаться на наших людей. <…> Они могут сделать все, но их нужно организовать».
Не видит, не знает, не понимает
Есть такое заумное понятие — «самоорганизующиеся системы». Их главная характеристика заключается в способности оперативно реагировать на изменение внешних условий. Пример — живая клетка.
Стадо баранов к таковым не относится. Поэтому пастухи на Кавказе часто прибегают к помощи коз, за которыми и следуют бараны. Коз в стаде на порядок меньше, что существенно упрощает работу пастухов.
В Беларуси роль коз выполняет государство для народа. Ошибается тот, кто полагает, что властная вертикаль состоит из пастухов. Пастух — это субъект, наделенный правом принятия самостоятельных решений. Таким правом у нас обладает только один человек. Поэтому уже ближайший к нему уровень состоит из коз, в лучшем случае — из подпасков.
В условиях стабильности вся эта вертикальная конструкция, пусть и в минимальной степени, способна заставлять и организовывать, организовывать и заставлять. Иное дело кризисы. Вспомним перестройку, когда 19 млн лучших представителей советского общества (членов КПСС) в полной прострации наблюдали за распадом СССР.
«В чрезвычайной ситуации, — поясняет российский публицист Алексей Кунгуров, — решающее значение имеет не мудрость принятых решений, но прежде всего скорость их принятия и безукоризненное исполнение. Это как раз тот случай, когда имеет шанс проявить себя с лучшей стороны та самая крепкая рука, на которую десятилетиями над… (неприличное слово. — Ред.) государственники всех мастей — от монархистов до сталинистов».
Потребность в политике, сконцентрировавшей в своих руках всю полноту власти, социологи НИСЭПИ фиксировали постоянно. В частности, в июне 2015 года уверенность в том, что сосредоточенность практически всей власти в руках А. Лукашенко идет на благо Беларуси, выразили 40% респондентов.
Такая власть не испытывает потребности делиться информацией со своими подданными. За примером далеко ходить не придется. 2 апреля на заседании весенней сессии Палаты представителей председатель КГК Л. Анфимов заявил, что не видит проблем в отсутствии оперативной информации о числе граждан, зараженных коронавирусом. Более того, он не знает, какая нужна информация и не понимает, зачем сегодня информационными всплесками разжигать панику.
Не видит, не знает, не понимает. Вот с таким джентльменским набором качеств человек возглавляет Комитет государственного контроля! Знай наших! Так держать!
Очередь у аптеки
«Черный лебедь» (аналог белого пушистого зверька) прилетел. К встрече с ним ни «пастух», ни его многочисленные «козы» оказались не готовы. Присутствие «черного лебедя» требует отказа от сложившихся за десятилетия привычек. В первую очередь отказа от единомыслия, выраженного в управленческом принципе «я начальник — ты дурак».
Однако этого как раз и не происходит. По крайней мере все мои попытки отыскать хотя бы зачатки дискуссий в государственных СМИ по поводу белорусского пути преодоления пандемии оказались тщетными.
Но повод для оптимизма нашелся, и задирать голову вверх для этого не пришлось. Как и большинство моих знакомых, я сижу дома. На улицу выхожу один раз в 3—4 дня и только в ближайший магазин. Этих дней вполне хватает, чтобы заметить перемены.
Во-первых, растет число людей в медицинских масках. Еще две недели тому назад они воспринимались как персонажи из репортажей Euronews, а сегодня выглядят гармонично на фоне родных пятиэтажек.
Во-вторых, у ближайшей аптеки появилась очередь, и не потому, что помещение аптеки не смогло вместить всех желающих. Как раз наоборот. Буквально в считанные дни минчане освоили заморское понятие social distance (социальная дистанция). Этот новый навык они демонстрируют и в магазинах перед кассами.
Список перемен, на которые обращаешь внимание при очередном посещении магазина, можно продолжить, но не стану утомлять читателей.
Все перечисленное выше — примеры самоорганизации. Оказывается, и белорусы на нее способны, причем без каких-либо ЦУ со стороны начальства. Вот только жаль, что пока гром среди ясного неба не грянет или жареный петух в задницу не клюнет, сама она не начинается.
Возможно, поэтому народу с богатым европейским прошлым до сих пор требуются шенгенские визы.
Читайте также:
Короны и коронавирус. Существует ли связь?
Смысла выпендриваться больше нет
Чтобы не выглядеть как пропаганда