TOP

В окружении жуков, свиней и демонов

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Замечательная рекомендация, жаль только самому толерантному народу, проживающему в географическом центре Европы, практического толку от нее, как от козла молока.

И это не плод воспаленного воображения автора. Ничего личного. Сплошное заимствование, причем из самого авторитетного информационного источника страны: «…ни в коем случае расслабляться не надо. Не то что друзей, а даже сочувствующих у нас в мире очень мало. Не тем путем пошли, видите ли. Чтобы идти путем Беларуси, надо иметь систему. А систему, даже в постсоветских республиках, кроме нас, разрушили напрочь».

Зависть — один из смертных грехов в православии. Святитель Иоанн Златоуст сравнивал завистника с навозным жуком, свиньей и даже демоном. По его утверждению, завидовать хуже, чем враждовать. Враждующий, когда забывается причина, из-за которой произошла ссора, прекращает и вражду; завистливый же никогда не станет другом.

Путь, которым идут белорусы, ни для кого не является тайной. Это путь следования за подвешенной морковкой средней зарплаты в 500 долларов (в эквиваленте, разумеется). Цель благородная. Впервые она была провозглашена 15 лет назад, и несмотря на улюлюканье завистников по всему внешнему периметру, нас никто и ничто не заставит от нее отказаться.

«Будьте реалистами — требуйте невозможного», — говаривал легендарный команданте кубинской революции Че Гевара. Но лимит революций в Беларуси исчерпан. Желающих требовать хоть что-то днем с огнем не найти. Их кресла в партере и на балконах давно заняты умеющими верить и ждать, ждать и верить. Остались еще свободные места на галерке для нетерпеливых. Жаль только самих нетерпеливых почти не осталось.

Откровения заслуженного человека

Но я отвлекся. А между тем самый авторитетный информационный источник еще далек от исчерпания, поэтому продолжу цитирование: «Вы видите, что этот COVID превратился в политику. Я этого ожидал».

Не знаю, как читатели «Снплюс», но и я ожидал, и я вижу. Острота моего зрения тут ни при чем. Ларчик открывается просто. В силу своего природного любопытства я периодически просматриваю сайты государственных и пророссийских СМИ.

Жемчужины (главным образом черные, наиболее ценные) на их страничках мне удается отыскать гораздо чаще, чем известному персонажу в известной басне. С удовольствием представлю одну из последних своих находок: «Дефицит так называемой европейской солидарности — вот главный урок, который ЕС вынесет из эпидемиологического катаклизма. Европейские институты оказались совершенно не готовы к совместным и координированным действиям по решению проблемы».

Не стану приводить имя автора. Человек он заслуженный, при докторской степени. Но его понимание проблемы способно помочь каждому из нас не упустить свой маленький гешефт. Главное — вовремя подсуетиться.

Тут требуется пояснение. Все идет, оказывается, к тому, что коронавирус может оказаться последней соломинкой, способной переломить хребет так называемой европейской демократии. Той самой демократии, у которой Беларусь попросила в апреле 60 млн евро на борьбу с распространением пандемии. Европейцам деньги уже без надобности. Они обречены. А нам, сохранившим советскую систему здравоохранения, они еще послужат.

Но если мы промедлим, то не видать нам финансовой помощи как своих ушей. Ее будет просто некому нам предоставить. Аналогичная история может повториться и с кредитом МВФ. В результате желанная морковка в очередной раз отодвинется от среднестатистического белоруса.

Какая безопасность круче?

Кстати, о фейках. Слово это, подобно коронавирусу, прибило к нашим берегам из идеологически чуждого нам англосаксонского мира. Случилось это не более пяти лет тому назад. Но сегодня без него невозможно представить ни одного серьезного выступления ни одного государственника-патриота. Вот и говори после этого о якобы свойственном белорусам консерватизме.

С чего бы такая популярность, причем без каких-либо целенаправленных усилий со стороны административной, идеологической и силовой вертикали?

Потребность в таком слове ощущалась давно. В наследство от XX века с его мировыми войнами нам достались слова «фашист», «предатель», «полицай» … Но сегодня с их помощью доносить свои представления о правде тем, кто ежедневно пользуется интернетом, — задача практически неразрешимая.

При этом необходимо иметь в виду, что под правдой понимается наиболее устраивающая версия. В данном случае устраивающая тех, кто монополизировал право на власть.

Это в естественных науках истина важнее всего. «Научная теория, — поясняет Джордж Сорос, — представляет ценность только если она верна. В политике и других сферах общественной жизни дела обстоят иначе, и ложные идеи могут оказаться господствующими». Поэтому следует отличать ищущих истину от тех, кто стремится доминировать.

Основные вызовы в XXI веке — информационные. Танками и системами залпового огня от них не защититься. Набираю в поисковике газеты «СБ. Беларусь сегодня» фразеологизм «информационная безопасность» и получаю 1726 статей. Повторяю эксперимент с фразеологизмом «продовольственная безопасность». На этот раз мой улов оказывается в 2,2 раза скромнее — 770 статей.

«Не хлебом единым жив человек». Эта библейская истина актуальна и для тех, кто отвечает за поддержание стабильности в стране, чьи натруженные руки держат перед среднестатистическими белорусами удочку с той самой морковкой в 500 долларов (в эквиваленте, разумеется).

Эпидемия COVID-19 вырвалась из-под контроля будто для того, чтобы вывести частоту употребления заморского слова «фейк» на новый уровень. Все СМИ, ставящие под сомнение способность власти не просто справиться с эпидемией, а справиться красиво, тут же обвиняются в создании фейков.

Красота — страшная сила, и нам всем предстоит еще не раз в этом убедиться.

Сергей Николюк

Читайте также:

Первородный грех и стагнация экономики

О пользе грома среди ясного неба

Лучше умереть стоя?

Короны и коронавирус. Существует ли связь?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.