«Дело Тихановского»: много вопросов и мало ответов
Как известно, уголовное дело в отношении блогера популярного YouTube-канала «Страна для жизни» Сергея Тихановского и группы его сподвижников вступило в новую фазу. Участники акции по сбору подписей избирателей в Гродно получили статус обвиняемых.
В чем обвиняют?
Председатель Следственного комитета Иван Носкевич 11 июня в интервью журналистам сообщил о расследовании уголовного дела, возбужденного по ст.364 УК по факту применения насилия к сотрудникам органов внутренних дел в Гродно во время пикета 29 мая. Теперь это уголовное дело переквалифицировано на часть первую статьи 342 УК («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них»). Действия одного из участников дополнительно квалифицированы по ст.364 УК. По словам Носкевича, предъявлено обвинение и избрана мера содержания под стражей в отношении 10 лиц.
В социальных сетях много иронизировали по поводу «падающего» милиционера, как и по поводу женщин, пристававших с вопросами к Тихановскому на том пикете в Гродно. На практике все приобрело очертания фантома. Тихановского и его сподвижников задержали, потом — заключили под стражу. Сейчас они находятся в следственном изоляторе №1 в Минске.
Стало также известно, что во время обыска в дачном доме матери Тихановского следственная бригада нашла 900 тысяч долларов. Мать Тихановского, как и его жена, отрицают наличие такой суммы валюты. Возникает вопрос: откуда у видеоблогера миллион баксов?
Следует отметить, что статья 342 УК не один раз применялась в отношении политических оппонентов А.Лукашенко. Так, по этой статье проходил кандидат в президенты Александр Козулин в 2006 году. Эта статья стала «посадочной» в отношении участников «площади» в декабре 2010 года. Она же была использована против членов так называемого «Белого легиона» в 2017 году.
Очевидно, что органы следствия вместе с милицией «шьют» новое дело по старым лекалам. Тихановского и сотоварищи хотят представить отпетыми хулиганами, которые выступают против власти, не подчиняются требованиям милиции, мешают работе транспорта, предприятий, учреждений и организаций.
Кому это надо?
Мне представляется, что против Тихановского и его команды в Гродно была организована провокация. Видеоматериалы, выложенные в интернете, по минутам показывают, как развивались события. Удалось даже опознать женщин, которые приставали с вопросами, а также работника милиции, который вдруг стал падать на асфальт.
Просмотр видеоматериалов убеждает, что нарушения общественного порядка при проведении разрешенного сбора подписей не было. Сам Тихановский не реагировал на провокации, как и его сподвижники. Тем не менее, их задержали сотрудники ОМОНа.
За время их содержания под стражей органы следствия пытались найти хоть какие-то зацепки в виде документов, вещественных доказательств. Как видим, что-то нашли. Поэтому изменилась статья обвинения (ст.342 УК). Она носит весьма обтекаемый характер, рассчитана на группу лиц, имеет много форм проявления. Как говорят юристы, «резиновая» статья. Под нее можно подвести практически любые действия, совершенные в общественном месте.
Нетрудно догадаться, почему была пресечена шумная кампания известного видеоблогера, руководителя инициативной группы по сбору подписей его жены Светланы. Второй Робин Гуд Беларуси не нужен. Он может затмить и первого. Пусть посидит, в камере, «прочистит мозги»…
Белорусские правозащитники признали Сергея Тихановского политзаключенным, усматривая в его задержании политические мотивы. После предъявления ему и сподвижникам обвинения по ст.342 УК правозащитники выступили с обращением к властям и потребовали немедленного их освобождения.
Депутаты Европейского парламента, а также Европейская служба внешних действий осудили репрессии против мирных граждан и призвали белорусские власти освободить С. Тихановского и других задержанных.
Какие будут последствия?
На мой взгляд, с правовой точки зрения «дело Тихановского» не имеет перспектив. В ходе расследования следователям придется искать доказательства. Кто-то будет давать заведомо ложные показания. Невиновные люди будут незаконно содержаться под стражей. Кому-то из судей придется взять на себя грех за заведомо незаконное осуждение.
Речь может идти и о последствиях экономического плана на суммы, гораздо большие, чем обнаруженный мешок почти с миллионом долларов на даче обычной белорусской женщины. Нашей стране может быть отказано в доверии на международной арене. Могут снова возобновиться точечные санкции против ряда должностных лиц.
И самое главное — выборы снова будут не признаны международными наблюдателями и ведущими странами мира. Белорусское общество переживет очередное разочарование. Стагнация усилится, а вместе с ней — нищета, деградация, вынужденная эмиграция…
Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор
Читайте также:
«Удавка на шее», чтобы содрать деньги за всякие мелочи
Власть хочет запугать несогласных