TOP

Зачем такая жестокость?

По данным правозащитников, с начала текущей избирательной кампании 125 человек получили в общей сложности 1800 суток ареста по административным статьям, использованным в целях политического преследования. 246 человек получили штрафы общим размером почти в 190000 рублей. Количество политзаключенных в Беларуси выросло до 25 человек, что сопоставимо с ситуацией наиболее тяжелого кризиса с правами человека в Беларуси в 2010—2011 годах.

Фактов все больше

25 июня в Минске задержали члена оргкомитета по созданию партии «Народная Грамада» Сергея Спарыша. В видеоролике видно, как неизвестные мужчины в штатском волокут его по лестнице подъезда и затаскивают в машину в одних трусах и майке.

26 июня в Гродно был задержан Евгений Амплеев, член инициативной группы Светланы Тихановской. Непонятная история с Александром Кабановым. Он отбывал 15-суточный арест в ИВС в Бресте. Затем его перевели в Дрогичин, хотя такое не практикуется при отбывании административного ареста. Потом стало известно, что Кабанов уже находится в центре изоляции правонарушителей на Окрестина в Минске. Можно предположить, что он станет еще одним фигурантом в «деле Тихановского».

Как известно, Сергей Тихановский и его сподвижники по избирательной кампании остаются под стражей. Их обвиняют по ст.342 УК («Организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них»). За решеткой находятся также Виктор Бабарико, его сын Эдуард и еще ряд лиц из инициативной группы, которых обвиняют в различных экономических преступлениях.

Продолжает томиться на Окрестина лидер белорусских христианских демократов Павел Северинец. В общей сложности его осудили на 70 суток административного ареста. В знак протеста против произвола он пытался вскрыть вены.

Это далеко не полный список политиков, активистов и блогеров, которые стали жертвами «политической вакханалии», происходящей в Беларуси.

«У вас есть шанс остаться людьми»

Жена Павла Северинца Ольга обратилась в фейсбуке к представителям правоохранительных органов. Она призвала их «не вершить беззаконие», «не бояться» и «остаться людьми».

Белорусские правозащитники из-за необоснованного уголовного преследования с начала избирательной кампании признали 15 человек политзаключенными. Представители культурного сообщества Беларуси 25 июня выступили с заявлением, в котором потребовали «прекращения политически мотивированного преследования и освобождения Виктора и Эдуарда Бабарико, а также освобождения их культурных проектов» (заявление размещено на сайте Белорусского ПЕН-центра).

В фейсбуке за освобождение В.Бабарико и его сподвижников высказалось более 200 тысяч подписчиков.

Ряд известных деятелей культуры Беларуси, в том числе Светлана Алексиевич, Владимир Орлов, Леонид Голубович, Сергей Законников, выступили поручителями Светланы Купреевой. Однако Мингорсуд оставил их прошение без удовлетворения.

Специальный докладчик ООН по правам человека в Беларуси Анаис Марин, депутаты Парламентской ассамблеи Совета Европы, представители Евросоюза высказали свою обеспокоенность сложившейся в стране ситуацией и призвали белорусские власти прекратить репрессии против мирных граждан.

Однако, похоже, что власти не намерены отступать от силового сценария обеспечения «порядка» на улицах белорусских городов. Подтверждением тому стало брутальное задержание участников «цепи солидарности» в Гродно вечером 26 июня.

В чем причина жестокости?

Причина жестоких действий представителей силовых структур лежит на поверхности: заставить несогласных замолчать и смириться с нынешней системой власти. Для этого всех «смутьянов» и их сторонников пытаются примерно наказать, чтобы отбить у остальных стремление высказывать свой протест.

С формальной точки зрения действия представителей ОМОНа и так называемых «гражданских лиц», хватающих людей среди белого дня и заталкивающих их в автозаки и другой транспорт «для эвакуации», подпадают под признаки преступления. Взять, например, статью 286 УК, в ней бандитизмом признается деятельность в составе вооруженной группы, созданной для нападения на предприятия, учреждения, организации или на граждан. За бандитизм устанавливается повышенная ответственность в виде лишения свободы на срок от 5 до 15 лет.

В действиях силовиков можно усмотреть также признаки таких преступлений, как: «Создание преступной организации либо участие в ней» (ст.285 УК); «Принуждение лица к участию в преступной организации» (ст.288 УК); «Терроризм» (ст.289 УК); «Финансирование террористической деятельности (ст.290-1 УК); «Захват заложника» (ст.291 УК).

Конечно, это гипотетические предположения. Но факты говорят за себя. Одетые в черную униформу люди и содействующие им «гражданские лица» нападают на мирных граждан, применяют силу и увозят в неизвестном направлении. Сейчас они находятся под прикрытием власти и действуют по ее указаниям. В этой связи их действия остаются безнаказанными. Однако ситуация может измениться. Тогда пострадавшие от незаконных действий могут поставить вопрос об ответственности нарушителей их прав.

Михаил Пастухов, доктор юридических наук, профессор

Читайте также:

Как сделать выборы свободными и честными?

«Дело Тихановского»: много вопросов и мало ответов

«Вакханалия» усиливается

«Удавка на шее», чтобы содрать деньги за всякие мелочи

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.