TOP

Выборы пройдут, но осадок останется

Голосование-2020 — это пролог будущих событий. За ними не заржавеет. Реальность, сформировавшаяся за последнее десятилетие, не позволит. Тем, кто еще не успел ощутить ее специфику, рекомендую заглянуть в статистические справочники.

Несмотря на стариковскую привычку читать книги, я все чаще вынужден прибегать к помощи Википедии. Пока достанешь словарь с полки, пока найдешь нужное слово… Да и не поспевают словари за современными событиями. Поэтому собрал я на днях свою коллекцию словарей в тележку и отвез в ближайшую библиотеку.

В Википедии нужную информацию легко отыскать по ключевым словам. Понадобился мне, к примеру, конкретный анекдот про Василия Ивановича. Нет проблем. Ввожу в «окошко» имя фольклорного героя и слово «литр», и тут же получаю искомое:

— Василий Иванович, сколько будет ноль целых пять десятых плюс одна вторая?

— Нутром чую, что литр, а доказать не могу!

При отсутствии профессиональной социологии с подобной проблемой сталкиваются все, кто пытается осмыслить очередную постановку под названием «выборы». Нутром чуют, что «просочившаяся» информация о 76% никакого отношения к реальности не имеет, а доказать не могут!

Выборы — от слова «выбор». Открываю Википедию: «Выбор — принятие кем-либо одного решения из имеющегося множества вариантов. Выбор — разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив».

Особенность нынешних выборов заключается в появлении реальных альтернатив, но только на начальном этапе. Родное «государство для народа», осознав опасность, быстро мобилизовалось… и вот уже вместо альтернатив мы имеем альтернативщиков. Чувствуете разницу?

Какую неопределенность разрешают наши выборы, которые правильнее было бы называть «голосованием»? Для предсказания итогового результата совсем не обязательно бить в бубен и прыгать через костер нагишом. Если и имеется некоторая неопределенность, то только относительно сроков, которые самый честный и гуманный суд в мире назначит наиболее активным альтернативщикам.

Нынешние доллары пожиже будут

Полагаю, читателям известен анекдот про серебряные ложки. Он длинный, поэтому ограничусь заключительной репликой: «Ложки-то нашлись, а осадок остался!»

Голосование с предсказуемым результатом завершится 9 августа, но осадок останется. Его и следует рассматривать в качестве итога электорального действа образца 2020 года.

Все, что я могу предположить по поводу осадка, проходит по разряду «нутром чую». Так что не взыщите. Но лучше хоть что-то, чем ничего.

Если попытаться оценить осадок количественно, то по сравнению с предыдущими голосованиями его будет больше. При этом не стоит ожидать самостоятельного перехода количества осадка в новое качество. Но этого и не требуется. Главное, чтобы осадок не растворился полностью в условиях неизбежной постэлекторальной апатии.

Голосование-2020 — это пролог будущих событий. За ними не заржавеет. Реальность, сформировавшаяся за последнее десятилетие, не позволит. Тем, кто еще не успел ощутить ее специфику, рекомендую заглянуть в статистические справочники.

Среднегодовые темпы роста ВВП за «десятые» годы относительно «нулевых» упали почти в семь раз. Но наши штатные умники, допущенные не только к бюджетному корыту, но и к государственным СМИ, предпочитают этого не замечать. Подобно тому, как в СССР количество выплавленного чугуна сравнивали с 1914 годом, так в Беларуси нынешний уровень доходов сравнивают с тем, что был в начале 90-х.

И это логично. Какой смысл сравнивать нынешние 500 долларов средней зарплаты с аналогичным количеством «зеленых» в конце 2010 года? Нынешние, как ни крути, пожиже будут.

Будет интересно

Неспособные проложить курс в будущее твердят о верности курсу, который был выработан в принципиально иных условиях. Они искренне удивляются критике выбора «в пользу сильной власти, способной обеспечить безопасность и стабильность государственного развития».

Хороша ложка к обеду, а спрос на сильную власть был массовым в момент краха советского государства. Но с тех пор минуло без году три десятилетия.

Да и почему белорусы «безопасность и стабильность государственного развития» должны рассматривать в качестве первостепенной задачи? В современном мире государство — это инструмент, обеспечивающий развитие общества. Получается, что мы живем по Губерману:

Мне Маркса жаль: его наследство
Свалилось в русскую купель,
Здесь цель оправдывала средства,
И средства обос…ли цель.

У нас купель белорусская. Но судя по обеспокоенности по поводу государственного развития, мы живем в стране (страна — это территория + население + культура), в которой взаимодействие между целями и средствами определяется последней строчкой четверостишия Губермана.

К сожалению, приоритет средств над целями свойствен не только прибравшим к своим рукам власть «вертикальщикам». На днях состоялся XIII съезд Коммунистической партии Беларуси. Привожу первое предложение анонса статьи в самой солидной газете страны: «Компартия Беларуси полностью поддерживает политический и социально-экономический курс развития государства».

Что есть государство? По мнению российского экономиста Александра Аузана, «государство — это на самом деле машина по производству и поддержанию определенных правил. Государство — по существу агентство для производства таких продуктов, как правосудие и безопасность, в обмен на налоги».

Эй, вы там, наверху! Вы в курсе? А если в курсе, то не пора ли вам заняться своими прямыми обязанностями? Тем же, кто расположился на нижних ступеньках социальной лестницы, необходимо помнить, что разговоры их более удачливых соотечественников о развитии государства — это разговоры о себе любимых. Ибо, как справедливо заметил экономист Олег Григорьев, «государство — не есть инструмент правящего класса, оно и есть тот самый правящий класс».

Поймавшим меня на противоречии (государство — то ли агентство, то ли правящий класс), я бы не рекомендовал спешить радоваться. Государство государству — рознь. Наше государство, вне всяких сомнений, агентством не является. Оно, перефразируя классика, не способно решать наши проблемы, оно и есть наша проблема. Разумеется, не единственная.

***

Очередная попытка подтвердить легитимность нелегитимными способами (голосование) пройдет, но осадок останется. Дальнейшая его судьба будет определяться способностью специалистов по имитациям поддерживать реальность хотя бы на достигнутом десять лет назад уровне.

Будет интересно. Самый главный специалист нам это пообещал.

Сергей Николюк

Читайте также:

Чернобыль, вода и участковые избирательные комиссии

Голый «слуга народа», наделенный «царскими полномочиями»

Кто раскачивает лодку

Головой работать надо!

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.