TOP

Очередная крыса в очередном ведре

Белорусов можно поздравить: поиск государственной идеологии успешно завершен.

«Идеология для государства — то же самое, что иммунная система для живого организма». Это не я придумал. Это цитата из доклада на идеологическом совещании, состоявшемся 27 марта 2003 года.

К чему ведет ослабление иммунной системы, показала пандемия коронавируса. На момент подготовки настоящей статьи количество ее жертв в мире составило около 5 млн человек.

«Идеологическая работа, — тут я вновь позволю себе цитату из сборника «Концептуальных замечаний», — обеспечивает не только интересы общества и народа, но во многом и власти. Если хотите, удержание власти. <…> Поэтому надо не только удерживать власть. И не только удерживать, но и защищать. И лучше всего это делать идеологическими средствами».

Легко, однако, сказать, да трудно сделать. Несмотря на подключение «штучного товара» («ученых, писателей, журналистов, словом, творческих и талантливых личностей»), воз государственной идеологии сдвинуть с места не удалось.

Все, что периодически выдавали на-гора прикормленные государством мудрецы, сводилось к взаимоисключающим формулам: «давайте сделаем, как на Западе» или «давайте вернемся к советской практике».

Не помогла и попытка инициатора поиска государственной идеологии взять «все на себя и, идя от жизни, а не от теории», выработать собственный вариант. Далее банальности в виде патриотизма он продвинуться не смог, в чем и вынужден был публично признаться.

«Вот в чем проблема»

Спасибо издательству «Альпина нон-фикшин», выпустившему в июле книгу историка Ильи Яблокова «Русская культура заговора. Конспирологические теории заговора на постсоветском пространстве».

Начну с определения: «Теория заговора — это способ восприятия реальности, основанной на идее о том, что миром правят тайные силы».

Чудаки, верившие в подобное, были всегда и везде. Но если в цивилизованных странах они концентрируются в маргинальных группах, то в Беларуси, в полном соответствии с мемом «я свое общество за цивилизованным миром не поведу», теории заговора создаются провластной элитой, в том числе интеллектуальной.

За примерами далеко ходить не потребуется. Ни одно высказывание на предвыборную тематику в государственных СМИ не обходится без соответствующих ссылок. Тут цитировать — не перецитировать: «То, о чем я говорил, это все подтверждается. Если кто-то не верил, то он сейчас в это поверил. То есть нам пытаются эту заварушку подкинуть». «По одному разговору мы видим кукловодов. Одна из линий этих кукловодов — Чехия. Сегодня уже из Чехии управляют нашим объединенным штабом, где, простите меня, сидят эти овечки, ничего не понимая, что от них хотят».

Но не следует думать, что кукловоды ограничиваются дерганьем за ниточки, на других концах которых находятся «бедные овечки» со своим объединенным штабом. Все гораздо печальнее. Они уже и до Дворца независимости добрались. Цитирую: «Вопрос не в том, что я заразился. Знаете, впервые вам скажу: мы склоняемся к тому, что все-таки мне его подкинули. И я сейчас начинаю искать тот момент, где это произошло, — не стану говорить, чтоб не обидеть людей. Вот в чем проблема».

Узнаете автора? Ну, как его не узнать! Вот такой он воспринимает реальность.

Такой уровень понимания проблемы

С голубого ручейка начинается река… А с чего начинается государственная идеология, в основу которой положена конспирология?

Не помню, в каком из «мохнатых» годов накануне очередных выборов один генерал предъявил ошарашенным гражданам молодого человека, признавшегося в подготовке теракта. Он собирался отравить воду в белорусской столице с помощью… дохлой крысы.

Спасибо генералу и его боевым товарищам, вовремя изъявшим ведро с трупом разлагающегося грызуна.

Террористы, впрочем, как и крысы, не перевелись. Вспомним проблему с качеством воды в конце июня в Минске. Но качество питьевой воды — это мелочи по сравнению с революциями, лимит которых в Беларуси якобы исчерпан.

Один из наследников борца с террористом-отравителем насчитал на своем недолгом веку шесть попыток организовать в Беларуси «цветные революции». Как человек со счета не сбился, ума не приложу?!

«Цветные революции» не следует путать с революциями черно-белыми, одним из итогов которых стало рождение страны, известной под аббревиатурой СССР. Но это так, к слову.

С помощью газеты «СБ. Беларусь сегодня» попытаемся разобраться в природе цветной угрозы: «Во Франции уровень пониже (уровень жизни. — Ред.) — но выражение «польский сантехник» именно там стало мемом: поляки едут туда. За них, за уехавших, в польских садах, полях, домах и туалетах убирают украинцы. Потому что в Польше зарплаты меньше, чем во Франции, но больше, чем в Украине».

А причем тут цветные революции? Для тех, кто не уловил, поясню: «Цветная революция — это чтобы белорусы поехали убирать за украинцами и поляками, в частности. Экономическая логика, неумолимое историческое развитие. Можно даже допустить, что ничего личного, один только бизнес».

Вот такой уровень понимания проблемы людьми, нежелающими идти за цивилизованным миром.

Поиск крыс в ведрах продолжится

А может быть, они все прекрасно понимают и только прикидываются? Кто его знает, да это и не важно. Главное, что для удержания власти им требуется превратить Беларусь в осажденную крепость. Без подпорок в виде государственной идеологии тут не обойтись.

Признать, что миллионы белорусов не поддерживают движение в сторону от цивилизованного мира, равносильно признанию своей политической несостоятельности. Отсюда и умилительные 80,08%.

Вновь вернусь к сборнику «Концептуальных замечаний»: «Я трижды заходил на эту цель, как истребитель, чтобы вы поняли, для чего нужна идеологическая работа, что это такое и — в концентрированном виде — как надо в этом направлении работать».

А необходима она не для того, чтобы взял и замочил, «как Наумов (министр МВД в 2003 году. — Ред.) на улице. У него другие функции, другие методы, другая система работы».

Для белорусской модели и ее архитекторов наступили непростые времена, и луч света в конце туннеля не просматривается. Опорой на «космонавтов» с дубинками проблемы не решить, поэтому попытки поиска очередных крыс в очередных ведрах будут продолжаться. Вот только пытаться воздействовать на молодежь, устремленную в цивилизованный мир, подобными методами — значит демонстрировать свою полную неадекватность.

Сергей Николюк

Читайте также:

Сергей Николюк:«О роли запятой в белорусской модели»

Перестройка. Почему бы и нет?

Выборы пройдут, но осадок останется

Чернобыль, вода и участковые избирательные комиссии

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.