TOP

«Испорченный телефон»

Кто владеет информацией, тот владеет миром. Но какой информацией владеют те, кому выпало счастье находится на вершине властной вертикали?

В годы Второй мировой войны новости ВВС слушали и в оккупированной нацистами Европе. Каждая передача начиналась с трансляции курантов Биг-Бена — волшебного звука свободы. Немецкие физики ухитрялись по малейшим изменениям в тоне колоколов определять погодные условия в Лондоне на тот момент — бесценная информация для люфтваффе. Когда это обнаружила английская разведка, живой звук знаменитых часов заменили записью.

Эту цитату я позаимствовал из книги «Sapiens: Краткая история человечества» профессора Еврейского университета в Иерусалиме Юваля Харари. Он наглядно иллюстрирует роль информации в вопросах жизни и смерти. А что может быть важнее?

Пример неожиданный, но с утверждением «кто владеет информацией, тот владеет миром», полагаю, знаком каждый. Не является он тайной и для отцов-основателей «государства для народа». Поэтому те, кому протестуны «ломают позвоночники и ноги», подобно Гюльчатай из культового советского фильма, стыдливо прячут свои личики и не носят воинских знаков отличий. Недаром слово «балаклава» (лыжная шапочка) не без основания претендует на звание «Слово года» в Беларуси.

Однако в наш информационный век утаивание информации — занятие, требующее значительных ресурсов. Информация распылена и сконцентрировать ее на вершине властной вертикали не под силу даже сильному государству. Об этом знал еще отец экономической науки Адам Смит: «Очевидно, что каждый человек, сообразуясь с местными условиями, может гораздо лучше, чем это сделал бы вместо него любой государственный деятель, судить о том, к какому именно роду отечественной промышленности приложить свой капитал и продукт какой промышленности может обладать наибольшей стоимостью».

Оценка личности

Великий шотландец писал о любом государственном деятеле. Он и предположить не мог, что через 200 лет в Беларуси появится личность, которой «ценой невероятных усилий удалось сначала приостановить деградацию и сползание страны в пропасть, а затем в исторически короткие сроки повернуть ее развитие в созидательное русло».

Такова оценка личности, сумевшей выстроить уникальную белорусскую модель наперекор мировым трендам. Ее автор — председатель президиума Национальной академии наук, доктор экономических наук, профессор, академик Владимир Гусаков.

В какой степени белорусская модель уникальна — не мне судить. Главное, чтобы сама личность в уникальность своей модели верила. А она верит, что не мешает ей периодически бичевать ее отдельные недостатки.

Испорченный телефон

Особенность политических режимов, построенных на вертикали власти, — пока нет команды, никто ничего не будет делать. Эффект паралитика возникает за счет длинных иерархических цепочек. Чтобы не быть голословным, прокомментирую его с помощью нашего главного специалиста в вопросах строительства вертикалей: «В нашем государственном аппарате, среди директората все больше распространяется опасная атмосфера апатии и безразличия.

Недавно вскрытые нами факты на ряде предприятий прямо об этом говорят. Инициативы практически нет, да и огня в глазах этих руководителей тоже не видно, многим на все наплевать, о живом деле думают гораздо меньше, чем об отчетах!» (Послание-2014).

Отсутствие огня в глазах руководителей государственных предприятий тем не менее не заставляет усомниться в правильности однажды выбранной модели. Очередная цитата: «Все, что сегодня мы имеем в экономике, в социальной и других сферах, результат того, что мы все эти годы шли своим путем, мы жили своим умом. Мы не слушали «докторов» из Международного валютного фонда, прописывающих лекарства, которые опаснее самой болезни».

К сожалению, эффектом паралитика список достоинств вертикальных управленческих структур не ограничивается. В этой связи нельзя не упомянуть о знакомом каждому по детским играм эффекте «испорченного телефона».

Кто владеет информацией, тот владеет миром. Но какой информацией владеют те, кому выпало счастье находится на вершине властной вертикали? Только той и только в том объеме, в каком ее поставляет «испорченный телефон».

Американец Александр Белл запатентовал «говорящий телеграф» в 1876 году. История «испорченного телефона» отсчитывается с того времени, как обезьяна слезла с дерева и взяла в руки палку. По меткому выражению бывшего министра экономики нацистской Германии Альберта Шпееера, без этого фундаментального изобретения была бы невозможна трансформация власти в «общность изолированных».

В своих воспоминаниях экс-министр приводит любопытное наблюдение: «Он (Гитлер) был склонен подробно расспрашивать даже тех своих подчиненных, которые могли сообщить ему только самые общие сведения… Тем не менее, он так и не сумел получить точное представление о событиях на фронтах, ибо его окружение старалось отсечь его от источников нежелательной для него информации».

Божий дар не следует путать с яичницей

Чтобы привести современные примеры работы «испорченного телефона», достаточно открыть любой пресс-релиз на главном сайте страны. Ограничусь примером из интервью политическим обозревателям Беларуси и зарубежья от 13 ноября: «Я специально за сутки взял статистику погибших: два человека в ДТП погибло, убийство — один человек и тяжкие телесные (повреждения) с последующей смертью — один человек. Скажите, 2+1+1, кроме этой смерти, — это что, не погибшие люди? Погибшие. Ну, а почему о них никто не говорит сегодня? А не надо, это неинтересно. Пять человек за сутки погибли. Выбрали одного человека и начали качать». Люди гибнут ежедневно. С этим не поспоришь. Но одно дело смерть в результате несчастного случая, и совсем другое — от рук палачей в погонах и без них, чьи услуги оплачивают налогоплательщики.

Пора бы эти смерти научиться различать. Божий дар не следует путать с яичницей. Казалось бы, какие тут проблемы? Для простого человека проблем и нет. Иное дело главный представитель «общества изолированных». Его неадекватность достигла такого уровня, что администраторам сайта president.gov.by приходится постоянно брать на себя обязанности цензоров.

В частности, вы не найдете в тексте упомянутого выше интервью откровения о том, что «насиняченные в интернете» — это люди, разукрашенные краской. Не удивлюсь, если автор откровения и сам верит в то, что наговорил своим интервьюерам.

***

Представим на минуту, что нашлись умельцы, способные отремонтировать «испорченный телефон». Многое ли при этом изменится? К сожалению, нет. Даже если на вершину управленческий вертикали будет передаваться исключительно «правда и только правда», то человек, замкнувший на себя решение огромного количества вопросов, сможет обработать лишь каплю из поступающей информации. Но это тема для отдельного разговора.

Сергей Николюк

Читайте также:

О чувствах верующих и атеистов

«Нет фактов, нет и фальсификаций»

Политический маркетинг: между обольщением и запугиванием

Найти работу профсоюзам

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.