Идет война народная, гибридная война…
Несмотря на обострение международной обстановки, рыть щели глубиной 180-200 см и шириной 100-120 см на дачных участках на случай ядерных ударов команды пока не поступало.
Всякая классификация условна, но без нее не обойтись. В качестве примера сошлюсь на классификацию животных, упомянутую аргентинским писателем Борхесом в рассказе «Аналитический язык Джона Уилкинса», согласно которой все животные подразделяются на принадлежащих Императору, набальзамированных, прирученных, молочных поросят, сказочных, бегающих как сумасшедшие, нарисованных тончайшей кистью из верблюжьей шерсти, разбивших цветочную вазу и похожих издали на мух.
Классификации упорядочивают реальность и тем способствуют поддержанию стабильности. А стабильность — это наше все. Выше только независимость и суверенитет, но кому они нужны без стабильности. Не зря же нам постоянно напоминают о «лихих 90-х».
Настоящие, т.е. не высосанные из пальца классификации, идут от жизни, и уже в силу этого нуждаются в постоянном пересмотре. Возьмем беларусский народ, тот самый народ, который, согласно преамбуле Конституции, осознает «себя полноправным субъектом мирового сообщества» и в соответствии со статьей 3 является «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь».
До лета 2020 г. народ выглядел этаким монолитным бодрячком, но в августе, возможно, из-за повышенной солнечной активности он раскололся на ябатек и протестунов. Из последних, в свою очередь, выделилась группа беглых.
С беглыми все понятно. Они сами вывели себя за скобки народа. С протестунами сложнее. С теми, у кого в год Народного единства не хватило ума и сообразительности забиться под плинтус, приходится работать индивидуально.
Свежий пример — студентка юридического факультета БГУ Екатерина Винникова. О таких в известном советском фильме говорили: «студентка, комсомолка и просто красавица». Но наличие букета подобных качеств не освобождает от статьи 24.23 (нарушение порядка организации или проведения массовых мероприятий). Не дураки же ее придумали и не дураки применяют.
Без пяти минут практикующему юристу подобные нюансы Беларусской модели не мне рассказывать.
Вина Винниковой очевидна. Вручение дипломов — массовой мероприятие, порядок организации которого оттачивался столетие (университет открыт 30 октября 1921 г.). У этого порядка имеется формальная и неформальная стороны. Их баланс поддерживается с помощью двоемыслия.
«Будьте осторожны в суждениях…»
С двоемыслием та же проблема, что и с распитием крепких спиртных напитков:
«Пить можно всем.
Необходимо только
Знать где и с кем,
За что, когда и сколько».
Человек советский базовые принципы двоемыслия впитывал с молоком матери. Ему и без пояснений со стороны старших товарищей было понятно, что можно говорить с трибуны, что в курилке, а что на кухне.
К сожалению, за три десятилетия навыки двоемыслия были во многом утрачены. В первую очередь это касается молодежи. Свою роль сыграла и мировая помойка (Интернет). Она породила ложное представление о наличии границы между реальным и виртуальным мирами. Это ошибочное представление. Связь тут простая как лапоть: все что происходит в виртуальном мире рано или поздно, но обязательно постучится сапогами в дверь.
Для тех, кто не смог посетить 29 июня Республиканский бал выпускников учреждений высшего образования, напомню прозвучавшее там напутствие: «В трудные для страны периоды будьте осторожны в суждениях, тем более в поступках. Почему? А чтобы спустя годы не было стыдно за высказывания и репосты, которые вы и сами потом забудете, а интернет будет помнить все. И не успеете все стереть, как некоторые сейчас делают. Поэтому не спешите, чтобы не было больно и стыдно за бесцельно прожитые годы, как говорил классик».
От классика литературы обратимся к классику российской социологии, директору Левада-центра Льву Гудкову: «Двоемыслие — один из наиболее действенных механизмов адаптации к репрессивному государству, к неподконтрольной власти. Это — основа того, что называется «русским терпением».
Полагаю, что природа «белорусского терпения» от российского принципиально не отличается.
От дам и господ к последним мерзавцам
До августа 2020 г. язык двоемыслия активно осваивали и представители высшего эшелона белорусской власти. На одном языке они разговаривали со своими подданными, на другом — с Западом.
«Эти языки, — поясняет социолог Алексей Левинсон, — различаются фундаментально, это ценностные системы, выстроенные совершенно по-разному, на совершенно разных основаниях, у них совершенно разные роли формального и неформального. Это различия очень глубокие, я бы сказал, фундаментальные — как различие между мужским и женским в архаических культурах».
Наблюдать эти различия белорусы имели возможность во время проведения экспертных форумов по проблемам безопасности («Минский диалог»).
Ограничусь парой абзацев официальной риторики образца 2019 г.: «Уважаемые дамы и господа, мы ничего не собираемся решать за кого-то. Дай бог за себя решить. Мы просто предлагаем: давайте собираться в этом тихом, спокойном пока что месте и обсуждать наши проблемы.
Мы прилагаем максимум усилий и намерены так же действовать и в дальнейшем. Для этого у нашей страны есть все необходимое. Само расположение беларусской земли, многовековые духовные и культурные традиции жизни беларусов, их мирный уклад и созидательный труд обусловливают нашу позицию».
Прошло два года. И что мы имеем? Мы имеем ВОЙНУ. Нет, рыть щели глубиной 180-200 см. и шириной 100-120 см. на дачных участках на случай ядерных ударов команды не поступало. Пока не поступало.
Речь сегодня идет о войне гибридной. Откройте самую солидную газету страны. За первое полугодие 2021 г. на ее страницах было опубликовано 135 статей, содержащих фразеологизм «гибридная война», тогда как за весь 2015 г. — только 2 (дата первой публикации — 2 октября).
На гибридной войне как на гибридной войне. Тут не до политеса. Язык двоемыслия в международной политике решительно отброшен. Вчерашние дамы и господа — это сегодняшние последние мерзавцы.
Но то, что позволено Юпитеру, не позволено быку. Кому, как не дипломированным юристам следует постоянно об этом помнить. Остальные за ними подтянутся.
Сергей Николюк, политолог