TOP

Инстинкт против интеллекта, или Зачем нас дегуманизируют

Католический крест, трансформирующийся в свастику — лишь один из примеров политики дегуманизации врага.

Использован фотоснимок A. Dornath (Deutsche Welle)

Проводить параллели — моя слабость. Естественно, общественно-политическая тематика сужает возможный пучок параллелей до белорусско-российских отношений. Судя по дискуссиям в фейсбуке, многих это раздражает. Но чьи это проблемы, и что предлагается взамен? Параллели между Беларусью и Бутаном, экзотическим королевством в Гималаях?

Свою первую статью я опубликовал в газете «Наша свобода» в 2001 году. К России никакого отношения она не имела. Тем не менее параллельная тематика в статье доминировала. Подтолкнула меня к ее написанию книга доктора биологических наук Виктора Дольника «Этологические экскурсии по запретным садам гуманитариев».

Чтобы пояснить связь между книгой и статьей в оппозиционной газете, ограничусь мыслью, позаимствованной у профессионального биолога: основным занятием самцов в обезьяньей стае является борьба за власть.

Прошло двадцать лет. Наука о поведении животных и человека сделала гигантский шаг вперед, и, что не менее важно, не отставали от науки СМИ, специализирующиеся на популяризации научных достижений.

Для тех, кто не увлекается чтением, придуман Youtube, а для интересующихся параллелями между человеком и его «братьями меньшими» — канал «Все как у зверей — программа о том, в кого люди такие» с его очаровательной ведущей Евгенией Тимоновой.

Обратимся к выпуску № 34 «Звериный оскал патриотизма». Опишу эксперимент словами ведущей:

«Живет группа шимпанзе. Живут себе и живут: ссорятся, мирятся, конфликтуют за иерархию. И тут рядом с ними селят другую группу шимпанзе. И что же делает первая группа? Они немедленно перестают ссориться. Немедленно все сплачиваются и демонстрируют весь альтруизм, на который только способны. Они помогают друг другу, они делятся едой, они в гораздо большей степени занимаются взаимным грумингом, ухаживают за всеми детишками и при этом ни на минуту не забывают напрягаться по поводу соседей. При повторении эксперимента с крысами наблюдалось аналогичное поведение.

Подведем итог экспериментов: появление чужаков резко повышает альтруизм среди своих. Лучший цемент для коллектива — это внешняя угроза. Это правило работает для всех социальных животных и уж тем более для человека. Прав был Аристотель: «Человек — животное политическое», т.е. живущее не в одиночку и не отдельной семьей подобно паре аистов, а в полисе.

Жизнь наших доисторических предков проходила в непрерывных силовых противоборствах (войнах) с соседями. Согласно современным данным, 2,5 миллиона лет назад каждый третий кандидат в Homo sapiens заканчивал свою жизнь в драке с представителями своего вида. Поэтому не следует удивляться, что для наблюдения звериного оскала палеолита порой достаточно включить телевизор или посмотреть в зеркало».

«Чем людям противнее, тем они больше патриоты…»

На способность сплотиться в ответ на внешнюю угрозу, оттачиваемую миллионами лет, опирается современная пропаганда. Вспомним перестройку с ее «новым мы́шлением», важной составной частью которого являлся отказ от фундаментального представления о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую).

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Казалось бы, что позитивного можно извлечь из тревожного контекста, поддерживаемого советской пропагандой с октября 1917 года? А стоило только снизить степень напряженности, как Союз нерушимый посыпался.

И куда при этом делась новая историческая общность — советский народ? Слиняла в считанные дни. Об этом необходимо помнить не только профессионалам по духовным скрепам, но и их оппонентам, у которых данный фразеологизм активирует рвотный рефлекс.

Но вернемся к Евгении Тимоновой, вернее, с ее помощью к одному из базовых понятий белорусской государственной идеологии, каковым является «Патриотизм». Прописная буква в данном случае уместна. Патриотизм с прописной буквы в Беларуси, слава Богу, еще есть кому демонстрировать и «не только нам, но и всему миру».

По мнению зав. отделом социологии государственного управления Института социологии НАН РБ Николая Щекина, Патриотизм наряду с компетентностью, профессионализмом, призванием, высокими моральными и нравственными качествами и государственностью следует считать «главными критериями образования».


Читайте также: Зона специфического мироощущения. Заметки на полях опроса Института социологии НАН РБ


Без всего перечисленного рассчитывать на сохранение независимости и суверенитета не приходится. Тем не менее Патриотизм я бы поставил во главе списка маститого социолога. Биологи в лице очаровашки Тимоновой с социологом бы согласились. Цитирую:

«Чем сильнее отвращение человек испытывает, тем больше его потребность в принадлежности к своей группе, что в социальном плане проявляется как патриотизм. Соответственно, тем выше его неприязнь к чужим группам, что в социальном плане проявляется как ксенофобия. Чем людям противнее, тем они больше патриоты, соответственно, ксенофобы».

Вывод напрашивается сам собой:

«Так сделайте людям противно и перенесите эти чувства на образ врага. Дегуманизируйте своего врага, обесчеловечивайте его. Называйте врагов крысами и тараканами, гадами и падалью. Говорите, что они трахают коз и едят младенцев».

От себя замечу, что очередное белорусское ноу-хау в виде «последних мерзавцев» и католического креста, трансформирующегося в свастику — это примеры из того же ряда. Их неглупые люди и продвигают в информационное пространство.

Но идем дальше:

«Когда вы обращаетесь к инстинктам, работает даже самая дикая ложь, потому что инстинкты гораздо старше, чем интеллект. И пугайте, пугайте постоянно. Страх — это топливо патриотично-ксенофобного комплекса. Поэтому каждый день тревожные новости, леденящие подробности, чудовищные версии. И таким образом вы сможете обойти все культурные запреты и ввергнуть свой народ в пещерное состояние войны с чужаками. И вот по этой простой схеме строятся абсолютно все войны».

Год народного единства близится к завершению. Враг определен. Обратимся к самой солидной газете страны. С 2001 года по октябрь 2020-го на ее страницах было размещено 38 статей, содержащих слово «мерзавцы». Важная деталь — для характеристики оппонентов Белорусской модели это слово практически не использовалось. А с октября 2020 года по октябрь 2021-го поисковик насчитал уже 82 подобные статьи (рост в 41 раз в годовом исчислении!).

Среди «золотых перьев» белорусской журналистики, внесших свой вклад в дегуманизацию врага, и знакомый нам социолог. Куда же без него:

«Я уже говорил о том, что всех, кто призывал к убийствам представителей силовых структур, надо искать по всему миру, вытаскивать этих негодяев и мерзавцев из их нор, тащить сюда в Беларусь и публично судить».

Понятно, что подобные откровения не содержат «сведений, заведомо направленных на разжигание социальной розни и вражды». Следовательно, их публикация продолжит свой экспоненциальный рост.

Сергей Николюк, политолог

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.