TOP

Без телепортации внутренних врагов подлинное народное единство недостижимо

Нынешнюю «холодную войну» не следует сравнивать с ее предшественницей. Во второй половине XX века между собой соревновались два образа будущего, две идеологии, а что с чем соревнуется сегодня?

Согласно немецкому военному теоретику Карлу фон Клаузевицу (1780–1831), «война есть продолжение политики иными средствами». Не исключено, что для первой половины XIX века подобный взгляд был справедлив. Но жизнь не стоит на месте. Все течет, все изменяется. В том числе и представления о роли войны в жизни современных обществ.

Автор настоящего опуса на лавры теоретика не претендует. Тем не менее никто и ничто не мешает ему скорректировать высказывание ученого немца: «Разговоры о подготовке к войне с внешними противниками есть продолжение внутренней политики иными средствами».

Вспомним Перестройку, завершившуюся «величайшей геополитической катастрофой XX века». Какая военная авантюра стала ее причиной? Афганская? Безусловно, свою лепту она внесла, но преувеличивать не стоит.

Слово профессору Европейского университета в Санкт-Петербурге Ивану Курилле:

«В современном мире главные угрозы элитам ядерных держав находятся не вне страны, а внутри нее. В ситуации, когда внешними угрозами можно пренебрегать, внешнюю политику можно конструировать как подчиненную внутренней. Для населения же международная политика — это упрощенная картина мира, обозначающая основные характеристики и границы «своего» и «чужого».

Самая простая картина мира, которую только можно себе представить — черно-белая. По эту сторону баррикады — хорошие парни, по ту — плохие. Естественно, что мы всегда находимся по эту сторону.

Перестройка с ее новым мы́шлением понятную каждому обывателю картину мира разрушила. В результате на смену внешнему противостоянию двух систем пришло противостояние внутреннее. Черно-белая картина мира сохранилась. Но за ее сохранность пришлось заплатить распадом Союза нерушимого республик свободных.

На дворе 2021 г., которому под бой курантов был присвоен статус Года народного единства. Ноябрь. Самое время приступить к подведению итогов. Из намеченного реализовать удалось многое, если не все.


Читайте также: «Народное единство» в расколотом обществе


Расслабляться, разумеется, рано. Разного рода НПО и НКО, впрочем, как и разного рода средства массовой информации ликвидированы. Но по признанию главного инициатора единства, «может быть, не до корня». Однако впереди еще два полновесных месяца.

«Спешите делать добро». Был такой популярный спектакль с Мариной Нееловой в главной роли в годы моей студенческой юности. Спешите, и ваши усилия окупятся сторицей.

Что там у нас в закромах?

Кто сегодня вспоминает о том, что еще пару лет тому назад было модно рассуждать об организации Хельсинки-2. Замечательная идея, а главное, наша, доморощенная! Почему же ее никто не поддержал?

Для того чтобы убедиться в ее актуальности, обусловленной вторым пришествием «холодной войны», не обязательно открывать окно настежь. Достаточно приоткрыть форточку или зайти на сайт самой авторитетной газеты страны:

«С планетой, согласитесь, творится неладное. Напрочь забыт и попран Хельсинкский заключительный акт 1975 года, в котором страны Европы подтвердили свою приверженность миру, безопасности и справедливости и процессу развития дружественных отношений и сотрудничества. Виляет хвостом и вертится ужом лишь бы только не выполнить минские соглашения Зеленский. Как вода в песок ушла инициатива Александра Лукашенко о Хельсинки-2. Заговорены, заболтаны во всяких комиссиях и комитетах многие другие инициативы».

С планетой и в самом деле творится неладное. Но что-то не следует путать с чем-то, а нынешнюю «холодную войну» с ее предшественницей.

Во второй половине XX века между собой соревновались два образа будущего, две идеологии. На кону стояли не только две социально-экономические системы, но и судьбы миллиардов людей. А какая альтернатива предлагается сегодня инициатором Хельсинки-2? Что там у нас в закромах: Белорусская модель, государственная идеология, базовые принципы которой за два десятилетия никто так и не удосужился сформулировать?

Социалистическая система в 1989 г. почила в бозе. Большинство европейских стран, ее составлявших, стали частью общеевропейского интеграционного проекта. Так о чем предлагается договариваться объединенной Европе?

Все по Оруэллу

А теперь закроем на минуту глаза и попробуем представить, что наша инициатива по проведению Хельсинки-2 успешно реализована. Представили? 

Лепота, согласитесь! Но каковыми будут ее ближайшие последствия? Не удивлюсь, что они от разрушительной политики мирного сосуществования двух систем принципиально отличаться не будут.

Перечитайте цитату Ивана Куриллы. Современные вербальные войны позволяют заменять внутренний раскол на внешний. Телепортация, однако. Напоминаю, для поддержания стабильности наличие минусов, под которыми в нашем случае понимаются плохие парни, столь же необходимо, как и наличие плюсов.

Но искусство пропаганды в наши дни не ограничивается решением библейской задачи по отделению зерен от плевел. Это лишь первый шаг. Шаг второй — телепортация плевел. Ареал обитания плохих парней (последних мерзавцев) следует четко обозначить, что на практике и делается.

Только в октябре в самой солидной газете страны было опубликовано 13 статей, в которых поисковик обнаружил слово «мерзавцы». В последней от 30 октября под заголовком «От ответа нацистам не уйти…» речь идет об исторической преемственности между фашистскими мерзавцами и их наследниками.

Это у Шекспира в «Гамлете» «распалась связь времен». Но у современных пропагандистов склонность описывать плохих парней при помощи исторических аналогий, напротив, считается показателем профессионализма.

Контроль над прошлым гарантирует защиту от внешних угроз. Ничего оригинального, претендующего на ноу-хау белорусского разлива, в этом нет. Все по Оруэллу:

«Кто контролирует прошлое — контролирует будущее, кто контролирует настоящее — контролирует прошлое».

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.