TOP

Триумфальное шествие «госпереворотов». Что общего у киргизов, украинцев и новой «цветной революции» у нас?

Настоящая пандемия “заговоров” на постсоветском пространстве свидетельствует о турбулентности в регионе. И власти Беларуси используют “новую революцию”, чтобы держать в тонусе силовиков и чиновников.

Фото: REUTERS/Gleb Garanich

Госпереворот в Украине пока только запланирован – на 1-2 декабря

Государственный переворот в Украине при участии России запланирован на 1-2 декабря, заявил президент Украины Владимир Зеленский на вчерашней пресс-конференции. 

В подготовке путча, по его словам, участвует окружение олигарха Рината Ахметова, при этом бизнесмена «подставляют».

«Я считаю, что это операция, его втягивают в войну против государства Украины… Это будет его большая ошибка, потому что нельзя воевать против своего народа, против президента, который избран народом Украины»,

– добавил Зеленский.

…А в Кыргызстане «заговорщики» уже задержаны 

Власти Кыргызстана тем временем объявили о предотвращении попытки заговора, которую якобы готовили депутаты и бывшие чиновники после парламентских выборов.

26 ноября Госкомитет нацбезопасности (ГКНБ) Кыргызстана объявил о задержании более 15 «активных членов группы», планировавшей «дестабилизацию общественно-политической обстановки в стране сразу после выборов с последующим насильственным захватом власти». Сообщается, что заговорщики под руководством неназванных депутатов парламента и бывших высокопоставленных чиновников вели «подбор около 1 тыс. агрессивно настроенных молодых людей для организации массовых акций протеста».

Лукашенко в свою очередь назвал дату «новой революции» еще в октябре

«Обратите внимание: ситуация остается напряженной. Дата очередной попытки революции – период проведения конституционного референдума»,

– подчеркнул Лукашенко во время кадровых назначений 18 октября.

Как известно, проведение референдума анонсировано на конец февраля 2022 года.

«Вам лучше других известно, что неудавшаяся попытка государственного переворота не изменила планов противника. Коллективный Запад продолжает вмешиваться во внутренние дела страны, нацелившись на смену власти, а самое опасное для нас – уничтожение независимости нашего государства. Это мы должны помнить. Понимать и ощущать каждый день и каждый час, особенно вы»,

– так Лукашенко оценивает массовые протесты 2020 года, которые захлестнули страну.

Почему постсоветские страны захлестнул бум «госпереворотов»? Этот вопрос Снплюс задали экспертам.

Павел Мацукевич: Референдум не несет угрозы социального взрыва

Беларусские власти действуют профилактически и оправдывают масштабные репрессии, считает экс-дипломат, старший исследователь Центра новых идей Павел Мацукевич.

– Волна «госпереворотов» и «заговоров» происходит не от хорошей жизни. Но Беларусь в общий ряд с Кыргызстаном и Украиной я бы не ставил. И вот почему.

В Кыргызстане есть сменяемость элит. Там, конечно, своя специфика — новые элиты, которые являлись сидельцами при прошлой власти, сводят счеты со старыми и этот круговорот киргизы никак не могут остановить.

В Украине также существует сменяемость власти. С приходом президента Зеленского было связано очень много надежд. Даже в Беларуси на него смотрели воодушевленными глазами. К сожалению, надежды не оправдались и для многих он стал очень крупным разочарованием. Падающий рейтинг нередко сильно шатает трон. К тому же украинская власть сумела нажить себе соперников даже среди своих, например, в лице уволенного спикера Верховной Рады Дмитрия Разумкова и других попавших в опалу политиков. В такой ситуации заговоры — естественная часть политического процесса.

Беларусский кейс выглядит иначе. Я не верю в заговоры, о которых рассказывает руководство страны, потому что именно сама власть заинтересована в них больше всех.

– Зачем беларусской власти новые враги, особенно накануне конституционного референдума?

– Думаю, для оправдания репрессиий, волна которых не спадает с августа прошлого года: каждый день в стране кого-то садят за политические взгляды.

Хотя предстоящий референдум, по-моему, не представляет угрозы социального взрыва, ведь в асфальт закатаны все очаги и даже искры протеста. Как мне кажется, у беларусского общества надломлена воля – люди подавлены, напуганы, разочарованы и не видят перспективы.

Конечно, план беларусской оппозиции – прийти на участки для референдума и испортить бюллетени вписывается в страшилки властей про дестабилизацию ситуации. Но у оппозиции, на мой взгляд, нет шанса вытянуть массы людей на избирательные участки. Это в 2020 году существовала иллюзия, что голос избирателя будет услышан, и люди вышли…До весны прошлого года в стране долгое время мало кого сажали по политическим мотивам. Общество забыло, что из себя представляет режим Лукашенко, теперь же все наоборот — слишком хорошо знают риски и опасности любых игр в выборы не по правилам власти.

Режим использует страшилку про «новую революцию» для профилактики протеста и оправдания репрессий, которые, судя по всему, продолжатся как минимум до референдума.

Андрей Егоров: Силовой блок держат в тонусе

Так объясняет угрозу «новой революции» старший аналитик Центра европейской трансформации Андрей Егоров.

– Почему постсоветские страны (Кыргызстан, Украина, Беларусь) захлестнула волна «попыток госпереворотов»? Что общего между этими явлениями?

– Главная причина – в незавершенности процессов трансформации. Все страны, которые обрели независимость после распада СССР, должны были решить несколько главных задач: учредить национальные институты, интегрировать национальную экономику в мировую и так далее. Но все эти проблемы остались нерешенными. А элиты занимались решением другого  – удержанием власти, строительством коррупционных схем. Кризис во всех странах заключается в том, что народ хочет сбросить с себя ярмо старой власти и привести к власти новые элиты, которые будут больше соответствовать насущным требованиям.

– Зачем Лукашенко еще в октябре анонсировал «новую революцию», которая якобы назначена на время конституционного референдума?

– Ведь протестные настроения никуда не делись. Накануне референдума, главного политического события следующего года, используется нарратив угроз (который власти используют уже полтора года), чтобы держать в тонусе силовой и бюрократический аппарат. Поэтому раз за разом в ход идут новые страшилки и угрозы. 

Тезис «цветной революции», инспирированной извне, а именно – Западом используется с прошлого августа, даже еще раньше. «Цветная угроза» является основанием для принятия репрессивных мер, для проведения политики «иногда не до законов», которая продолжается с прошлого августа. Доходит до смешного: в Добруше сторонница Лукашенко “разоблачила” сотрудников военкомата, которые отдыхали в бело-красной палатке. За что и поплатилась: ей дали два года домашней химии за клевету.

Посыл один — силовой блок должен находиться в полной боевой готовности к конституционному референдуму.

Евгений Магда: Окружение играет на страхах Зеленского

– Насколько реалистичен госпереворот в Украине 1-2 декабря?

– Это фантазии окружения Зеленского, которые вряд ли имеют под собой реальную основу. Скорее, это стремление усилить управляемость им и сыграть на его страхах и эмоциях. Заявления Зеленского. Озвученные на вчерашней пресс-конференции Зеленского, не подтверждены никакими фактами правоохранительных органов. Как мне кажется, озвученные обвинения, которые пытаются натянуть на Ахметова, как сову на глобус, не имеют под собой оснований.

Сорванный заговор в Кыргызстане, раскрытая попытка госпереворота в Украине, попытка госпереворота в Беларуси в середине 2020 года и анонсированная новая революция в феврале 2022 года – настоящая пандемия заговоров и госпереворотов прокатилась по постсоветским странам. Кто или что провоцирует подобные явления? Что между ними общего?

Стремление свергнуть власть путем госпереворота всегда незаконно. Но найти общий знаменатель, даже руку Москвы, в перечисленных событиях мне сложно, хотя Россия и стремится играть активную роль на постсоветском пространстве. Это, скорее, свидетельство общей турбулентности в регионе.

– Вам не кажется, что сценарий «попытка госпереворота» власти постсоветских стран используют для решения своих внутриполитических проблем?

– Это возможный вариант, но всегда остается высоким риск оказаться в роли мальчика из сказки, который все время кричал «Волки, волки!». Каждая из перечисленных стран имеет свои особенности: если Беларусь оказалась в центре внимания из-за миграционного кризиса, то для Украины на первом месте стоит война с Россией. Хотя в Украине слишком часто говорят о хунте, украинским военным есть чем заниматься, кроме как устраивать внутренние заварушки. Внешний враг – Россия для нас намного опаснее, чем любые изыски внутри страны.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.