TOP

Параллели. Целенаправленная/нецеленаправленная попытка государственного переворота (желаемое подчеркнуть)

 «Каждый пишет, как он слышит. /Каждый слышит, как он дышит. /Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить...», — пел Булат Окуджава. По поводу «не стараясь угодить» имеются сомнения.

Изображение: Depositphoto

В частности, в политических режимах, выстроенных по вертикальному принципу, практически невозможно выстраивать карьеры, не прибегая при этом к угодничеству. Аберрация слуха — одно из последствий восхождения по карьерной лестнице в подобных режимах. Официальные оценки событий в Казахстане служат тому примером.

Приведем фрагмент выступления некоего персонажа на «Альфа Радио»: «Одно дело, когда имеется забастовка по конкретным вопросам недовольства условиями труда. Такое в Казахстане было в декабре. Но в январе начались не забастовки, а подготовленные, подстрекаемые бунты и массовые беспорядки».

Политолог оценил события в Казахстане как целенаправленную попытку государственного переворота. Вот такой уровень профессионализма. Интересно, а как выглядят нецеленаправленные попытки государственных переворотов?

Немного стеба на историческую тему. Гуляли как-то подвыпившие гвардейцы с барышнями возле Михайловского замка в Петербурге и случайно забрели в покой императора Павла I. У одного в кармане оказалась табакерка… Не повезло императору. С кем не бывает!

Кончина автократической стабильности «узаконенного» бандитизма

К счастью, прикормленными властью политологами список профессионалов не ограничивается. Вот что по поводу нецеленаправленнлй попытки государственного переворота в интервью сайту Republic рассказал однокурсник Токаева по МГИМО журналист Ерлан Журабаев:

«Казахстан, на мой взгляд — ярчайший пример того, чем кончается автократическая стабильность «узаконенного» бандитизма, когда вся гадость копится десятилетиями. До сих пор в Казахстане в плане вождизма все было как у нас: на самом верху смотрящий разруливал своих людей, чтобы не передрались. И чтобы никто из них не усилился до победы над другими. И вот, скажем так, медиатор автократии удалился. Куда — непонятно. Это было в самом начале года. И тут же противостоящие друг другу стороны предприняли отчаянные шаги, чтобы уцелеть на вершине. Семья елбасы, оттолкнувшись от мирного протеста, устроила погромы, убийства, захваты госорганов, оружия.

Я не считаю, что это происки самого Назарбаева. Просто родня и вообще его люди воспользовались состоянием здоровья престарелого хана и напали на преемника. Получается, что клан Назарбаева выступил против неассоциированного члена. Ставка была на то, что Токаев, «мягкотелый интеллектуал», не сможет ответить и падет. Высочайшая семья и ее люди таким образом избегут назревавших арестов и приумножат сумасшедшие авуары.

Мирный протест в данном случае сыграл роль необходимой искры. Кабмин санкционировал одномоментный взлет цен на газомоторное топливо вдвое — и это в канун Нового года! Начинаются митинги в нефтегазодобывающем западном регионе. И тогда противостоящие друг другу лагеря власти предпринимают каждый по отчаянному шагу: одни, отталкиваясь от мирных протестов, выводят на улицы своих боевиков. А действующий президент вызывает войска ОДКБ.

Условные Карим Масимов, глава КНБ, и его первый заместитель Самат Абиш, тот же условный олигарх-чиновник Кайрат Сатыбалды, финансировавший и курировавший радикальные религиозные общины (пока нет судебного заключения, будем называть всех условными), вывели свои дружины и криминалитет. Подконтрольные им другие силовики убрали правоохранителей и военных из аэропорта, с улиц, из здания КНБ, мэрии, с центральной площади Республики и других мест. Токаев повис на волоске и ухватился за опаснейший российский фактор. Путин моментально вступился за коллегу, компенсировав отсутствие на его стороне собственных силовиков и мощных материальных активов. Почему он сделал именно такой выбор? Видимо, с казахстанским «отцом нации» дела совсем плохи… Скоро тайное станет явным».

Первый урок как раз в том, что учтено уроком вторым… Ну, так бывает!

«Каждый пишет, как он слышит…» и как ему убедительно рекомендуют слышать. Тем не менее не перевелись еще в российских СМИ специалисты способные высказывать самостоятельные суждения. К таковым можно отнести (далеко не по всем вопросам международной политики) главного редактора журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова:

«Теперь как минимум в двух случаях, в Беларуси и Казахстане, мы видим, что попытки использования массового недовольства для смены режима наталкиваются, во-первых, на жесткую позицию самого режима, который не идет на уступки и повышает ставки, и, во-вторых, на силы, на которые режимы могут опереться — на Россию».

Пожалуй, главный урок Казахстана для Беларуси заключается в том, что Лукъянов обозначил как «во-вторых». Современная Россия на скукожившимся постсоветском пространстве сегодня играет туже роль, что в свое время играл СССР для стран Восточной Европы. Примеров предостаточно: ГДР в 1953 г., Венгрия в 1956 г., Чехословакий в 1968 г.

Любые рассуждения о перспективах Беларусской модели бессмысленны без учета российского фактора. Это не означает, что шансы на перемены отсутствуют. У медалей «За взятие ГДР», «За взятие Венгрии» и «За взятие Чехословакии» имеется обратная сторона. Все перечисленные жертвы советской агрессии сегодня являются членами Европейского Союза и НАТО. Тем не менее надо быть реалистами…

На кого поработали миротворцы

Завершит очередной выпуск «Параллелей» фрагмент статьи политолога, специалист по российской внешней и оборонной политике Павла Лузина «. Политические и экономические последствия стремительной миссии ОДКБ для России и Казахстана»:

Cитуация в Казахстане еще раз продемонстрировала, что современная российская власть не так уж одержима идеей борьбы с любыми революциями по умолчанию. Она готова защищать дружественные ей постсоветские элиты лишь при определенных и довольно строгих условиях — сохранение дееспособности в кризисной ситуации и умение работать с Кремлем в четко очерченных рамках без делегирования Москве чрезмерной политической ответственности за происходящее, плюс соблюдение всех формальностей

И самое интересное во всей этой миротворческой истории, по моему мнению, то, как президент Казахстана использовал ОДКБ в своих политических целях, а у Москвы и ее союзников просто не оказалось выбора — и они вынуждены были откликнуться на призыв Токаева.

В итоге механизм ОДКБ впервые в полной мере сработал только в январе 2022 г., и коллективные силы организации смогли продемонстрировать то, чему научились за почти 13 лет существования, а именно — высокую мобильность и слаженность действий контингентов из разных стран-участниц. В свою очередь, руководство Казахстана смогло продемонстрировать, что внутриполитический кризис действительно можно при должных усилиях классифицировать как внешнее вмешательство, которое хоть и не является в полной мере внешней агрессией, но позволяет опереться на войска ОДКБ для сохранения власти.

Кто кем воспользовался?

Разбор глубинных причин политического кризиса в Казахстане лучше оставить специалистам по этой стране и региону, однако для базового понимания достаточно иметь в виду следующие факторы.

Во-первых, это тупик, в который зашло казахстанское экспортно-ориентированное «экономическое чудо» уже к концу 2010-х годов и который усугубился в результате как местной, так и всемирной бюрократической борьбы с коронавирусом.

Во-вторых, это продолжающийся рост населения, довольно молодого, и урбанизация страны.

В-третьих, это ситуация двоевластия: у страны был и президент Касым-Жомарт Токаев, и елбасы Нурсултан Назарбаев, отец нации и первый президент, занявший после передачи власти пожизненный пост главы совета безопасности республики.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.