TOP

Почему многие не верят в трагедию Ирпеня и Бучи?

Весь мир шокирован кадрами из освобожденных от россиян украинских райцентров, где на улицах – трупы замученных горожан. Но в России и Беларуси многие не задумываются над увиденным…

Изображение: Депозитфото

Иные ради облегчения своей совести легко соглашаются с контрпропагандой, в один рог трубящей об «украинской инсценировке».

Откуда такое неверие в чинимые зверства? Спросили у независимых экспертов.

Игорь Кузнецов, историк: Надо сделать паузу, чтобы задокументировать все преступления

– С 2014-го по 2022-й пропаганда ежедневно, по несколько часов в день, обрабатывала население не только России, но и Беларуси. Долбала одну и ту же тему – Украину (передачи Соловьева, Скабеевой, других им подобных на гостелеканалах).

В свое время я сам был политработником, знаю эффект идеологического яда: он может неактивно действовать год, два, три, но определенный сегмент населения все равно затрагивает. А со временем полностью берет контроль над сознанием.

Так что когда высокооплачиваемая, профессиональная пропаганда работает целенаправленно, крутится по основным федеральным каналам, тогда можно поверить в те цифры, которые озвучивает тот же Левада-центр о «поддержке спецоперации в Украине».

Это факт: основная часть россиян действительно на протяжении восьми лет смотрит федеральные каналы, так что 70% «заZетников» – это реальность, близкая к правде. «Близкая» потому, что при всем вышесказанном я лично считаю такую социологию завышенной как минимум на 20-25%. Но как ни крути, все равно 50-60% россиян пребывают в угаре от того, что Крым достался без единого выстрела, что Донбасс отошел фактически от Украины, но уже путем военного противостояния. И вот одобряется третий шаг – шествие по всей Украине.

Трагические кадры из Бучи шокируют.

Но я бы не стал сходу делать категоричные оценки: в одних случаях действительно это следы присутствия российских войск (не сомневаюсь, что они основные), но где-то что-то может и не подтвердиться. Хотя спутниковые снимки зафиксировали трупы еще в середине марта – с документальной точки зрения все схвачено верно.

Сейчас волна эмоций общества: фото, видео вызывают и гнев, и возмущение. Но правовую оценку должны давать криминалисты, юристы, другие специалисты. Поскольку факты присутствуют, то и ООН, и ОБСЕ, и все международные структуры, которые отслеживают ситуацию с правами человека, с пытками населения должны задокументировать зверства в Украине.

А тактика российской стороны – все отрицать: дескать, это дело рук самих «нацистов», они сами обстреливают города, сами убивают своих жителей, на кадрах сплошь инсценировка, чтобы дискриминировать великую Россию…

Но как можно дискриминировать страну, чьи войска на протяжении полутора месяцев находятся в Украине? Извините, а кто к кому вторгся?

И еще. Россия открытым текстом, во все пропагандистские рупора заявляет: украинские Вооруженные силы разгромлены, авиации у них практически не осталось, система ПВО не боеспособна – еще раз извините: так кто тогда обстреливает, из чего?

Пропаганда все будет активно отрицать, ведь если она признает «российские следы», то какова будет реакция того «глубинного населения», которое все 8 лет это смотрело изо дня в день? И как тогда россияне будут дальше отправлять своих сыновей в армию? Как беларусы пересмотрят свою позицию?

Андрей Дмитриев, политик: 2020-й прочертил четкую линию – между беларусским народом и решениями беларусской власти

– Да, многие из тех, с кем мне доводилось обсуждать тему Бучи, Ирпеня – не верят своим глазам. Потому что пропаганда реально действует.

– Но что будет дальше?

– А дальше важна международная оценка тех ужасных фото- и видеоматериалов: мир, в отличие от большинства россиян и части оболваненных беларусов, уверен в подлинности произошедшего на оккупированной территории.

Совершенно очевидно, что ужасные злодейства в Украине могут подтолкнуть к шагам, которые раньше Запад принимать откровенно отказывался: это и санкции в отношении российских нефти и газа, и пересмотр позиции по поводу тяжелого вооружения для Украины.

Фотографии из Бучи произвели за пределами Союзного государства эффект разорвавшейся эмоциональной бомбы. Оставить без внимания зафиксированные камерами зверства уже невозможно.

Вообще российских военных в Украине в принципе быть не должно. Это базовый тезис, через призму которого мы должны рассматривать происходящее.

– Бытует мнение, что российские войска, которые находились в Буче, сейчас в Беларуси. Это приближает войну к нам?

– Конечно же, в интересах Беларуси, чтобы их вообще не было на нашей территории и чтобы с нашей земли не велись никакие военные действия.

Хотя бы той простой причине, что может ведь и ответочка прилететь. Мы уже видели удар по аэропорту в России (подтвержденный), есть история с уничтожением нефтебазы в Белгороде (неподтвержденная). Безусловно, такой риск возрастает.

Поэтому стоит воспользоваться статьей 18 новой Конституции и попросить россиян восвояси из наших городов. Еще раз повторю: территория Беларуси не должна использоваться для ведения военных действий против Украины. Республике следует быть только центром гуманитарной помощи в регионе – эта миссия отвечает и нашим национальным интересам, и национальному менталитету. А участие в военных действиях против Украины противоречит и и первому, и другому.

– Беларусское руководство понимает риски своей «игры»?

– Я же не беларусское руководство…

Важно, чтобы мы об этом постоянно говорили, чтобы вертикаль это слышала.

Большое значение имеет другой нюанс.

Мы видим нарастающую дискриминацию беларусов в мире из-за позиции своего государства. И с этим нельзя соглашаться.

Однако многие известные беларусы, в том числе и эмигрировавшие за рубеж политики, соглашаются с виной, которую возлагают на граждан РБ. Это неправильная трактовка происходящего. Я считаю, что 2020-й год абсолютно четко прочертил линию – между позицией народа и решениями власти.

Нужно показывать, как много сегодня беларусы делают для помощи украинцам. И если сейчас ряд крупных международных компаний лишают обычных граждан каких-то сервисов просто на том основании, что у нас – паспорта Беларуси, то нужно массово писать в зарубежные офисы, показывать и доказывать, что мы выступаем против войны. Следует беспрестанно напоминать, в какой ситуации сегодня беларусы в собственной стране. Иначе кроме своих чиновников, силовиков нам «добавляют» по факту еще и те, кто наоборот должен быть союзником. Союзником народу – не власти.

Нужно не соглашаться с виной, не принимать ее, но говорить про ответственность.

И важная часть этой гражданской, человеческой ответственности – признание черного черным: не увиливать от правды растерзанной, расстрелянной Бучи, Ирпеня, других освобожденных от оккупантов городов и местечек братской Украины.

Андрей Вардомацкий, социолог: Анти-«бендеровское» медиавоздействие длилось больше двух десятилетий

Общественное неверие в зверства, задокументированные в Буче, руководитель «Беларусской аналитической мастерской» профессор Андрей Вардомацкий объясняет пятью факторами:

  1. Уникальное по длительности анти-«бендеровское» медиавоздействие (два десятилетия, больше по длительности, нежели в свое время в Германии).
  2. Работа комплекса защитных механизмов психики.
  3. Действует доминанта: «Моя страна права, даже если война и не очень хорошая, потому что это моя страна».
  4. Вообще ОЧЕНЬ низкий уровень знания информации из других источников, кроме официальных российских медиа.
  5. Работа комплекса компенсаторных механизмов психики.

– Сейчас мы говорим про российское общество. Но официальная беларусская пропаганда идет в фарватере кремлевской. Чем отличается ситуация в российском обществе и в беларусском?

– Для описания этой разницы ваш покорный слуга ввел в 2014 году понятие «беларусский зазор». В связи с Крымом. Это отличие беларусского общественного мнения от российского.

Отличие украинского общественного мнения от российского – зеркальная перевернутость.

Отличие беларусского от российского – беларусский зазор.

Это отличие по ряду индикаторов. Отличие не по принципу «наоборот», а на 20-25 процентов по ряду индикаторов, в том числе геополитических. Например, отношение к присоединению Крыма.

– По каким именно индикаторам определяется беларусский зазор?

– В 2014-м одобряли присоединение Крыма 91 процентов россиян. И до 66 процентов беларусов. Сейчас такая же разница между беларусскими и российскими процентами (в смысле сама разница) по вопросу: кто виноват в войне. Имеется в виду разница между одобрением ввода войск в Украину – российских и потенциально беларусских.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.