TOP

Институт жалоб: почему он так популярен у наших граждан

Жизнь не стоит на месте: к челобитным-жалобам в наши дни добавились звонки на телефон доверия, горячие линии, общественные приемные, интернет-конференции и телевизионные мосты с руководителями регионов.

Сигнал обратной связи

Согласно социологу Ольге Бессоновой, все правила игры можно свести к двум моделям. Первая модель — это рынок и рыночная экономика. Базовые элементы в ней — частная собственность, купля-продажа, прибыль и частный труд. Вторая система — это раздаток, раздаточная экономика. В ней базовые отношения — сдача-раздача, собственность представлена как общественно-служебная, жалобы являются сигналами обратной связи, а частному труду противопоставлен служебный труд, т.е. труд на государство.

В любой экономической системе присутствуют сигналы обратной связи, на основании которых принимаются решения и проводится соответствующая политика. В рыночной экономике такая коммуникация обеспечивают цены и прибыль, в раздаточной — челобитные, на смену которым пришли жалобы, трансформировавшиеся в наши дни в обращения граждан.

Развитие невозможно без поддержания балансов как между куплей и продажей, так и между сдачей и раздачей. Как это работает на практике в раздаточной экономике, понять несложно. Достижение числа жалоб-обращений критического значения на низовом уровне приводит к их «выплескиванию» в виде проблемных сигналов в центральные органы власти, где и принимаются соответствующие решения. Примером такого решения может служить начало массового жилищного строительства в «хрущевскую оттепель».

Право белорусов жаловаться на государственные органы власти закреплено в Конституции:

«Статья 40. Каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в государственные органы.

Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным».

Жизнь не стоит на месте, что проявляется в совершенствовании механизма обратной связи в современных раздаточных экономиках. К челобитным-жалобам в наши дни добавились звонки на телефон доверия, горячие линии, общественные приемные, интернет-конференции и телевизионные мосты с руководителями регионов.

Состоявшийся 10 июня республиканский семинар-совещании «Актуализация методов и форм работы с населением на местном уровне», в очередной раз продемонстрировал актуальность совершенствования института жалоб для Белорусской модели.

 

Банальное потребительство vs. чувство долга

Во вступительной части доклада на семинаре-совещании дорогим товарищам напомнили, что вот уже более четверти века целенаправленное укрепление вертикали власти сопровождается максимальным приближением ее к людям.

«Другими словами, принципы эффективной обратной связи и доверительного диалога власти с людьми являются основополагающими во всей работе административно-управленческого аппарата. Это идеал, к которому мы стремимся. Он вполне соответствует нашим политическим традициям, истоки которых даже не в современной истории, а гораздо глубже».

С последним предложением нельзя не согласится. Институт жалоб-челобитных уходит корнями во времена Киевской Руси, когда князья в ходе полюдья (объезда подвластных территорий с целью сбора дани) вершили суд и разбирали челобитные.

Но князья остались в прошлом.

«Белорусское же государство было создано народом и для себя самого — для народа». В Беларуси «управленческая вертикаль ни в коем случае не противопоставляется народу. <…> Поэтому и вопросы, с которыми идут белорусы на прием к тому или иному начальнику, как правило, ему близки и понятны. То есть он сам оттуда. Более того, люди должны быть услышаны, а проблемы сняты».

По мнению докладчика,

«Жалобы — это показатель наших недоработок. В идеале их вообще быть не должно. Конечно, такой результат – из области фантастики, но нам следует к нему стремиться. Это что касается работы с обращениями граждан».

Белорусское общество вышло на новый уровень развития:

«На смену советскому сакральному отношению к государству, сопряженному с чувством долга, взаимной ответственности и приоритетом государственных интересов перед личными, приходит банальное потребительство».

«Человека советского» сменил желающий жить как в Швейцарии, а работать спустя рукава. Подставлять свое плечо государству неофит не стремиться, что не мешает ему рассчитывать на «колоссальный уровень социальной поддержки».

Уступив, «мы пойдем ровно транзитом по пути братской нам Украины». Поэтому наша приверженность соборности, толоке и «вече» (Всебелорусскому народному собранию) остается неизменной. С помощью традиционных для белорусов институтов мы продолжим «слышать и слушать наших людей».

Устраненное несоответствие

Обращения граждан возникают там, где механизмы взаимодействия власти и населения дают сбой.

«Люди идут к вам за помощью, защитой постоянно. А к кому еще? Это уже своего рода политическая традиция (выделено. — С.Н.). Вы знаете, что в работу с обращениями граждан вовлечены все без исключения государственные структуры и организации Беларуси. Ежедневно сотни, тысячи наших людей открывают двери государственных кабинетов разного уровня, обращаются по телефону, пишут в социальных сетях, мессенджерах».

Кто сказал, что политическая активность в Беларуси находится под запретом? Не верьте провокаторам и мерзавцам. Недовольные государством для народа в любой момент могут обратиться за помощью… к государству для народа.

Сфера политического непрерывно расширяется: определение мест установки детских площадок, формат районных праздников, места высадки аллей и многое другое. Приходи, обсуждай, реализуй. Государству для народа есть куда направить энергию настоящих патриотов.

А как же партии, выборы, сменяемость власти?

Что-то не следует путать с чем-то. Парламентская демократия нужна лишь обществам рыночного типа, так как там есть классы, и парламент выступает как площадка согласования классовых интересов. В обществах раздаточного типа нет классов, а есть сословия, которые нуждаются не в парламенте, а в органе сословного представительства для подачи челобитных высшей власти. Типичный пример такого органа — Всебелорусское народное собрание.

Суть очередного референдума и состояла в том, чтобы придать народному «вече» конституционный статус. Политическая надстройка, скопированная с западного образца, не могла больше сосуществовать с незападным экономическим базисом. Но 27 февраля несоответствие было устранено.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.