TOP

Не надо бояться: Лукашенко не объявит войну Королеве Великобритании

Беларусь отзывает своего посла из Великобритании. О чем 29 июля заявил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Анатолий Глаз. У людей старшего поколения это сообщение вызвало страх и шок. Ведь они привыкли, что отзыв посла – опоследний шаг перед тем, как объявить войну.

Но сегодня не так, как вчера

Раньше отзыв посла действительно казался катастрофой. Но время шло и суть понятия менялась буквально на наших глазах. Сегодня эта процедура – даже не разрыв дипломатических отношений. Скорее, констатация резкого ухудшения отношений между странами. Ситуация, когда одно государство предъявляет другому серию серьезных претензий.

Так что же конкретно довело официальный Минск до белого каления? Официальный представитель МИД ссылается на «целый ряд недружественных враждебных шагов Лондона». Это «введение беспрецедентных санкций в отношении наших людей, работников предприятий, белорусской экономики и финансовой системы, ограничение работы белорусских журналистов и СМИ, беспочвенный запрет на полеты авиакомпании «Белавиа», волюнтаристская невыдача виз белорусским парламентариям на заседание Парламентской Ассамблеи ОБСЕ, другие незаконные ограничительные меры».

Обвинения серьезные. И даже очень. Только вот внешнеполитическое ведомство Беларуси традиционно обошло вниманием главное — а почему туманный Альбион предпринимает такие серьезные меры? Это что – просто так, как говорится с бухты-барахты, захотелось Королеве и ее правительству? Или же реакция на все то, что происходит в Беларуси после августа 2020-го? Тут министр Макей и его подчиненные хранят молчание.

Недавние примеры

Я пробежал глазами первые комментарии в соцсетях. Многие вспоминают об отзыве посла Грузии на России. Только зачем уходить так далеко? В родном Минске уже более десятка стран Евросоюза отозвали своих послов. Первыми это сделали французы, затем литовцы, латыши, поляки…

Теперь что в Минске, что во многих европейских столицах посольства возглавляют Временные поверенные в делах. И ничего, диппредставительства работают. Хотя, увы, не так эффективно как раньше.

Но, мне кажется, не потому, что дипломаты рангом ниже посла плохо справляются с новыми обязанностями.

Тут причина другая — именно официальный Минск настоял на значительном сокращении количества сотрудников в ряде европейских посольств. К примеру, из почти полтора десятка консульских сотрудников посольства Польши в Беларуси осталось всего двое. Вот откуда такие длительные задержки с оформлением документов.

То ли прогуливали лекции, то ли преподаватели попались слабенькие

Не могу не процитировать один абзац из сообщения МИДА.

«После окончания нынешнего внутриполитического шоу и появления в британском правительстве ответственных политиков, которые будут работать не на свой личный рейтинг, а на благо народов Великобритании и в интересах стабильности в европейском регионе, появятся предпосылки к восстановлению диалога и полноценного дипломатического присутствия».

Ну, как тут не узнать знакомый почерк пресс-службы. Все то же нарочитое ухарство и беспардонность. Зачем сравнивать работу чужого правительства с шоу? Интересно, как бы реагировали в Минске, если бы британские коллеги написал так о правительстве Романа Головченко? И как можно, находясь в Минске, упрекать Бориса Джонсона, что он работает только на себя?

В подобных заявлениях дипломатам предписывается всячески избегать оценок деятельности другой стороны. Это — аксиома. И тут невольно задаешься вопросом: то ли сотрудники МИДа, будучи в массе своей студентами факультета международных отношений БГУ прогуливали лекции, то лималоопытные педагоги не смогли донести до них прописные истины профессии.

Седьмой посол

Итак, Лондон покидает посол Максим Ермолович.

Кстати, всем журналистам он всегда был симпатичен. Не убегал от вопросов, отвечая медленно, взвешивая каждое слово. Может, потому, что он никогда не был профессиональным дипломатом. 45-летний уроженец Лепеля он после окончания вуза в Полоцке всю жизнь проработал в финансовых органах. Последние 20 лет в министерстве финансов. Начинал он консультантом, закончил же на должности министра.

Почему его вдруг сделали послом, для меня до сих пор остаётся загадкой. Ходили разговоры, что в последнее время не складывались отношения с президентской Администрацией. Ермолович берег каждый рубль и очень неохотно отпускал деньги на различные авантюрные проекты. Некоторые из которых, кстати, сорвались благодаря его принципиальности. Возможно поэтому и отправили в почетную ссылку.

Ермолович седьмой по счету посол Беларуси в Великобритании.

Буквально пару слов о некоторых.

Первым стал Владимир Сенько, который не проработал и года: назначили первым министром иностранных дел при правлении Лукашенко.

Всего два года был в посольском кресле третий посол. Валерий Садоха — один из немногих дипломатов, который, по его собственным словам, не захотел брать грех на душу перед своими детьми и внуками. Он обнародовал реальные результаты голосования британских белорусов на президентских выборах в 2001 году. После чего и отозвали на Родину.

А предшественник Ермоловича Сергей Алейник стал первым заместителем Макея. Коим и является по сей день.

                                                                                            Сергей Большаков

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.