TOP

Наш рапс – альтернатива их нефти: вот где надежда на будущее!

На фоне пикирующих инвестиций Беларусская модель вступила в эпоху отрицательных темпов экономического роста.

Если бы существовала организация, присваивающая рейтинги статистическим показателям путем всенародных опросов, то я бы свой голос отдал показателю затрат на приобретение машин, оборудования и транспортных средств. В июне 2022 г. к июню 2021 г. он составил 52,2%!

Для понимания проблемы напомню, что в период с 2005 по 2011 гг. инвестиции в основной капитал прирастали ежегодно на 19%. К сожалению, отыскать с наскоку показатель за все «нулевые» годы с их рекордными темпами роста белорусской экономики не получилось. Полагаю, он был не ниже, т.к. современный рост — это рост инвестиционный.

Большое видится на расстоянии. После третьего раздела Польши в 1795 г. экономические «ужимки и прыжки» на территории нынешней Беларуси осуществлялись под диктовку «нашей России», которая, согласно экономисту Якову Миркину, за два столетия трансформировалась четыре раза:

Россия 1.0 — имперская.

Россия 2.0 — советская.

Россия 3.0 — «латиноамериканская», сырьевая.

Россия 4.0 — иранская модель.

Лучшего индикатора, чем «число месяца», свидетельствующее о вступлении Беларусской модели в четвертую стадию, пожалуй, и не подобрать. Спасибо Национальному статистическому комитету. Спасибо чиновникам главной администрации Государства для народа, не сообразивших его засекретить.

Рапс — наш валютный резерв

За шесть дней августа самая солидная газета страны разместила на своем сайте 24 статьи, содержащих слово «импортозамещение». С начала же года поисковик насчитал 828 статей, содержащих слово-панацею.

Последняя статья 2021 г., опубликованная 31 декабря под заголовком «Следующий год будет непростым, но он может стать прорывным для белорусской экономики» и подзаголовком «Создан серьезный задел — результат будет!» оказалась пророческой, если судить по «числу месяца».

Не перевелись еще Нострадамусы в географическом центре Европы. Свою веру в будущее журналист, а по совместительству оптимист-пророк связывал в том числе и с инвестициями: «Минэкономики предлагает решить данную проблему через запуск нового инвестиционного цикла. По расчетам Министерства экономики Беларуси, доля собственных средств предприятий в инвестициях должна составлять почти половину. <…> Очевидно, что активизировать инвестиционный цикл можно только коллективными усилиями с нашими партнерами по Союзному государству и членами ЕАЭС».

Главное — вовремя отделить зерна от плевел и «сосредоточиться на нескольких ключевых направлениях», что позволит совместными усилиями решать задачи «в области промышленной политики по производству новой, конкурентоспособной и востребованной на мировом рынке продукции».

Прошло полгода с момента опубликования прогноза. Следует отдать должное самой солидной газете страны. Уровень оптимизма по поводу предстоящих успехов на ниве импортозамещения на ее страницах не снизился. В последней статье «Большое счастье — быть востребованной на своей земле» от 6 августа читаем: «Рапс не менее ценен, чем нефть. Его стратегический статус все время растет. Рапс — настоящее и будущее нашей страны, важная статья импортозамещения. Наш валютный резерв».

Сразу и не припомнить, с чем только не связывали за последние годы настоящее и будущее Белорусской модели. И вот очередной прорыв. Встречайте. Пополнение в списке палочек-выручалочек. Рапс — наш валютный резерв.

Отрицательные темпы экономического роста

В 2021 г. ввод в эксплуатацию жилья увеличился на 5,7% при сокращении инвестиций в строительно-монтажные работы на 12,2%. У парадокса имеется простое объяснение: между началом финансирования и сдачей объекта имеется временной лаг.

Вспомним классику: «Деньги вперед, — заявил монтер, — утром — деньги, вечером — стулья или вечером — деньги, а на другой день утром — стулья. — А можно так — утром стулья, а вечером — деньги? — Можно! Но деньги — вперед!»

Не уверен, что в словаре монтера Мечникова имелось слово «инвестиции» и производные от него. Ни Европейского института управления бизнесом (Франция), ни Йельской школы менеджмента (США) окончить ему не довелось. Тем не менее суть проблемы он уловил верно. В экономике деньги всегда вперед. Отдача от их вложения не гарантирована (вспомним историю с модернизацией предприятий деревообработки), но прекращение финансирования гарантирует прекращение производства, пусть и с задержкой.

Эту азбучную истину статистика подтверждает: в первом полугодии 2022 г. ввод в эксплуатацию жилья сократился на 6,2%. Можно смело прогнозировать, что за дальнейшим снижением не заржавеет.

На фоне пикирующих инвестиций Белорусская модель вступила в эпоху отрицательных темпов экономического роста (низкий поклон главе Центробанка России Эльвире Набиуллиной за фразеологизм). По итогам января-июня мы имеем минус 4,2%. Соответственно под каток отрицательных темпов роста попали и денежные доходы населения (минус 2,1% за январь-май).

За доходами потянулся и розничный товарооборот (минус 0,4% за январь-июнь). Пустячок, а неприятно. Но не стоит забывать о временном лаге…

А что у нас с импортозамещением? В какой мере рапсовое масло способно заменить европейские станки и оборудование? Мне сложно ответить на этот вопрос. Я — не специалист, к тому же в избытке оптимизма никогда ранее замечен не был. Но оптимистов в стране хватает.

Однако тучка на горизонте светлого будущего Белорусской модели собирается. С вершины властной вертикали она уже заметна, и это обнадеживает: «У нас все есть для того, чтобы работать. Только нет дисциплины и ответственности» (05.06.2022).

Впервые эту проблему осознал, пожалуй, летописец Нестор в XII веке. В Повести временных лет читаем: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет».

От себя замечу: осознание проблемы — гарантия ее успешного и своевременного решения.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.