О пользе идеологической вертикали в отсутствие государственной идеологии
Уж сколько раз твердили миру, что время государственных (читай — тоталитарных) идеологий прошло, но только все не впрок. Просочившийся в СМИ доклад «Проблемы и уроки недавней истории отечественной внешней политики (и возможности коррекции)», подготовленный группой российских статусных интеллектуалов по заказу Кремля, служит тому подтверждением.
В перечне основных ошибок в многостраничном документе под № 4 фигурирует «Отказ от национальной идеологии, «новой русской идеи».
По мнению авторов доклада, «Наевшись коммунистической идеологии, мы (?) долгие годы отказывались от выдвижения национально-государственной идеологии». В результате сформировался идейный вакуум, и обществу непонятно, кто мы (?) и куда хотим идти.
Между тем, наличие такой идеи — необходимое условие величие страны. Ее потеря — прямой путь к развалу. Пример тому не только судьба СССР, но и Испании, Великобритании и Германии».
Отдадим авторам должное, они признают ошибочность идеи фашизма… за ее отвратительное исполнение (!), а идею коммунизма — за ее относительную неэффективность. Но без идей, пусть даже отвратительно исполненных и экономически неэффективных, на величие наций рассчитывать не приходится. Отсутствие же величия — прямой путь на кладбище истории.
Не обошлось и без коварства Запада, убежденного в бесполезности национальной идеи и на худой конец соглашающегося на ее формирование снизу.
Но не все так безнадежно. В речах Путина и министра иностранных дел Лаврова отдельные элементы национальной идеи нет-нет да и проскочат. Однако они не систематизируются и не продвигаются.
Но не боги горшки обжигают. Руководствуясь принципом «курочка по зернышку клюет», «в идейной сфере пора переходить в наступление, прямо утверждая, что мы (?) защищаем человеческие ценности, гуманизм, а западные элиты — постчеловеческие, надчеловеческие, включая элементы фашизма у себя дома и нацизма на Украине».
Сорок верст без передышки
Полагаю, читатели обратили внимания на знаки вопроса рядом с местоимениями первого лица единственного числа «мы». Без наполнения его конкретикой рассуждать об актуальности национальной идеи бессмысленно.
Вот что по этому поводу говорит профессор политологии Свободного университета БерлинаАлександр Либман:
«Возможно, в голове у человека, находящегося в Кремле, есть сверхидея. Но есть ли эта сверхидея на уровне даже его ближайшего окружения? Я не уверен. Есть ли эта сверхидея на уровне стандартной российской бюрократии? Я уверен, что нет. Есть ли эта сверхидея на уровне российского населения? Есть самые разные конкурирующие идеи, какие-то согласующиеся с тем, что происходит в голове Владимира Владимировича, какие-то не согласующиеся».
Оставим за скобками Эпоху застоя, когда в коммунистическую идею верили лишь полные идиоты, и откроем газету «Правда» за 20 июня 1950 г. со статьей Сталина «Марксизм и вопросы языкознания». Это было время, когда смельчаков, публично сомневающихся в каждом слове вождя, и на кухнях (коммунальные квартиры оставляю за скобками) отыскать было непросто.
Но вера в слова вождя автоматически не переходила в понимание их смысла. Так, в романе Федора Абрамова «Пути-перепутья» описана сцена обсуждения статьи Сталина на совещании, организованном райкомом партии для председателей колхозов. Далее прямая цитата:
«Сорок семь верст без передышки проскакал верхом председатель, двух коней сменил, чтобы поспеть в районный клуб к началу, но и партийное начальство мало что могло сказать по существу дела: «Подрезов (секретарь райкома) словами не играл. И на вопрос, какие же выводы из трудов товарища Сталина по языку нужно сделать практикам, скажем, им, председателям колхозов, ответил прямо: «Вкалывать». И добавил самокритично, нисколько не щадя себя: «Ну а насчет всех этих премудростей с языком я и сам не очень разбираюсь».
Характеристика
Представить современного руководителя сельскохозяйственного предприятия, загоняющего коней ради участия в идеологическом совещании, у меня не хватает воображения. Но это полбеды. Беда в невозможности представить практическую пользу от подобного мероприятия.
Идеологическая вертикаль как часть властной вертикали в стране имеется. 1 сентября прохожу мимо школы: «На нашей линейке присутствует заместитель начальника по идеологической работе Московского района товарищ…». Фамилию не запомнил, да и на что мне она?
Идеологическая вертикаль имеется, а идеология? Своего мнения по столь системообразующему вопросу я не имею, поэтому процитирую самого авторитетного отечественного специалиста в идеологической сфере:
«Национальная идея — это то краткое, компактное, что тебя должно захватить сразу. Вот глянул, рот раскрыл и дышать не можешь. Может, я ошибаюсь. Это моя точка зрения. Но я пока такой идеи не вижу» (21.10.2022).
И у меня аналогичная проблема. Я периодически просматриваю сайт самой солидной газеты страны. Читаю умные статьи умных людей, но даже с открытым ртом затруднений с дыханием при этом не испытываю. Печалька.
Но ошибается тот, кто полагает, что к работникам идеологической вертикали применима пародия на известный советский шлягер: «Наша служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не нужна…»
Нужна, нужна она! Еще как нужна! Во-первых, для ретрансляции ЦУ, генерируемых на вершине властной «вертикали». Во-вторых, для отделения агнцев от козлищ, т.е. лояльных граждан от нелояльных.
Сомневающимся рекомендую отыскать в интернете форму характеристики с предыдущего места работы. Вот уж воистину без этой бумажки человек превращается в букашку, если планирует устроиться на работу в государственную структуру.
Характеристика в обязательном порядке должна содержать следующие сведения:
об отношении к государственным и общественным институтам, конституционному строю;
о совершавшихся действиях против порядка управления и общественной безопасности;
о наличии антигосударственных проявлений работника на рабочем месте.
Вопросы есть? Нет вопросов. Тогда за работу.