TOP

Численность занятых в экономике Беларуси уменьшается. Новые технологии ни при чем – просто люди уезжают…

Прошла информация, что по сравнению с прошлым годом, количество беларусов в Польше увеличилось на 103 тысячи человек. И вовсе не за счет дворников либо уборщиц – в основном это квалифицированные работники.

Одним из главных секретов наших экономических чудес является беларусская статистика, которая с каждым месяцем закрывается все больше и больше.

Например, она зафиксировала очень важный для страны рекорд: в марте средняя зарплата составила 638 долларов США в эквиваленте. И тем самым побит исторический максимум, который держался с марта 2014 года: 586 долларов в эквиваленте. Белстат вдогонку сообщает, что новый зарплатный рекорд месяца превысил предыдущий на 8,9%!

Удивительное дело: беларусская экономика переживает стагнацию, количество занятых в экономике снижается, а средняя зарплата чудесным образом растет. В чем фишка, где собака зарыта?

О парадоксах зарплатного роста поговорили с экономистом Львом Марголиным.

– Я подозреваю, что одним из главных секретов успеха является беларусская статистика, которая с каждым месяцем закрывается все больше и больше. Количество вакансий тоже растет ежемесячно, но там предлагают зарплату в 500-600 рублей. Белстат насчитал среднюю почти на две тысячи рублей – откуда, если вакансий с такой зарплатой я практически не встречал?

Поэтому сложно комментировать, каким образом Белстат вышел на ту цифру. Чудеса иногда случаются…

– Самые высокие зарплаты в марте начислили работникам ИТ-индустрии (2545 долларов в эквиваленте), воздушного транспорта (1416 долларов), горнодобывающей промышленности (1143 долларов), химической промышленности (1107 долларов), нефтепереработки (1011 долларов), занятым в финансово-страховом секторе (999 долларов). Пятерка лидеров вам не кажется несколько необычной?

– Нет, как раз таки обычная. За исключением того, что количество айтишников постоянно сокращается, а значит, влияние IT-сферы на среднюю зарплату в стране все больше снижается. Летчиков тоже становится меньше, как и работников горнодобывающей отрасли, химической промышленности, нефтепереработки.

Было бы очень хорошо, покажи нам Белстат полную статистику: например, персонал горнодобывающего предприятия увеличился на 20-30%, а средняя зарплата по предприятию на энное количество процентов. Средняя зарплата – это средневзвешенная зарплата.

У нас же получается, что занятость в лидирующих отраслях снижается, а средняя зарплата увеличивается.

– Мартовская зарплата по сравнению с февралем этого года выросла сразу на 4,2%. За счет каких ресурсов?

– Зарплата бывает разной: повременной, сдельной. Сдельщики в марте естественно заработали больше, чем в феврале: в феврале 29 дней, а в марте – 31 день – рост зарплаты сразу почти на 10%. В марте зарплаты всегда вырастают по сравнению с февралем. Важно не то, как они увеличились по сравнению с февралем, или декабрем, а как этот рост отражает реальное положение дел.

– Зарплаты растут, а занятость в экономике падает. Связь между этими двумя показателями существует?

Безусловно. Если уменьшается количество занятых в экономике, а ВВП держится на одном уровне или даже растет, то тогда растет производительность труда и, как результат, поднимается зарплата.

Происходит это в случаях, когда, например, низкооплачиваемый труд заменяется высокооплачиваемым, например, за счет внедрения новых технологий.

В Беларуси если и сокращается численность занятых в экономике, то за счет уехавших. Прошла информация, что по сравнению с прошлым годом, количество беларусов в Польше увеличилось на 103 тысячи человек. И уезжают ведь не дворники, не уборщицы, а квалифицированные рабочие, которые могут устроиться на работу в любой стране.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.