TOP

Устойчивая, но не эффективная, или Почему экономики Союзного государства подобны Ваньке-встаньке

Кто и когда в последний раз наблюдал критику решений, принимаемых на вершине властной вертикали в беларусских государственных СМИ?

К отечественным мыслителям, мыслящими экономическими категориями прошлого века, рыночная экономика подобно избушке на курьих ножках в очередной раз повернулась задом. Посудите сами:цены на газ в Европе упали ниже $ 300/тыс. куб. м после возобновления поставок из Норвегии. Аналитики не исключают, что к августу они могут опуститься и до $ 200/тыс. куб. м. В США текущие котировки не превышают $ 90/тыс. куб. м.

А как все начиналось! Всех восторгов и не перечислить. Поэтому ограничусь одним, позаимствованным из очень-преочень солидного источника:

«Газ на европейских биржах уже превысил планку в $ 3 000/тыс. куб. м, и многие финансовые аналитики пророчат постепенное увеличение стоимости до $ 4 тысяч! Из-за роста цен на энергоносители показатели инфляции в Германии в июле достигли 8,5%, и это, как видно, не предел».

С «не предел» автор попал в яблочко. Индекс потребительских цен по итогам 2022 г. составил 115,2%. Но не в Германии, а в Республике Беларусь, чем существенно превзошел сам себя за предыдущей год (109,5%).

Что касается страны, в которой санкционная политика ее руководителей вынудила граждан «мыться частями и редко, а на зиму запасать одеяла и теплую одежду», то в 2022 г. инфляция в Германии действительно достигла пиковых значений в 7,9%.

Минимальный набор рыночных инструментов имеется

Все шло к тому, что вакантное место немытой России образца XIX века после 24 февраля 2022 г. займет немытая Европа. Увы, официальная статистика, претендующая на один из трех классических видов лжи, надежд не оправдала. Напротив, в полном соответствии с принципом «светит, но не греет» Федеральная антимонопольная служба России приняла решение повысить на 8% цены на газ с июля 2024 г. И в Беларуси цены на тепловую и электрическую энергию, газ природный и сжиженный своей стабильностью потребителям не докучают.

Широко шагает экономика России, несмотря на санкции со стороны недружественных стран. Во втором квартале счет текущих операций снизился в 14 раз (г/г), а торговый баланс сократился на 75% (г/г). Однако на оценке курса движения страны подобная статистика не отражается. В мае, по данным Левада-Центра, 61% респондентов согласились, что страна движется в правильном направлении, тогда как направление движения посчитали неправильным 23%.

Столь высокому уровню оптимизма экономист Сергей Алексашенко предложил простое объяснение:

«Экономика не устояла — это когда население в массовом порядке начинает понимать, что оно стало жить сильно хуже и лучше уже не станет. Как это было в Советском Союзе где-то в 90-м году. Когда экономические проблемы бьют по каждой семье, и нельзя сказать, что кто-то их не видит. Что бы мы не говорили про платежный баланс, про курс рубля, про снижение производства фанеры, еще про что-то — это не задевает подавляющую часть населения».

Устойчивая не означает эффективная. Например, с 2013 по 2022 гг. среднегодовой прирост ВВП в «нашей России» составил 1%. Тем не менее это был рост, а не обрушение на десятки процентов. Вклад силовиков в стабильность путинской модели не стоит преувеличивать. Она держится не на Шойгу с Герасимовым. Она держится на Грефе и Набиуллиной.

В качестве главного инструмента стабилизации экономики сегодня выступают свободные цены, на иностранную валюту в том числе. Урок перестройки усвоен и не только в России, но и в Беларуси. Поэтому, по мнению Сергея Алексашенко, «в нынешнем состоянии, вот в таком устойчивом, но не эффективном, российская (и белорусская — Ред.) экономика может находиться десятилетия».

Нулевые годы не прошли даром. Как бы скептически мы не оценивали Беларусскую модель развития, минимально необходимый для поддержания социальной стабильности набор рыночных инструментов ее архитекторы сформировали.

Популярная газета для одного читателя

Интересная статистика из чуждого нам мира: в июле смертность по усредненной американской больнице возросла. Объяснение этого парадокса можно отыскать в книге американского психолога Адама Гранта «Подумайте еще раз. Сила знания о незнании»:

«Не исключено, что смертность в больницах возрастает в июле, когда на работу выходят новые резиденты. Не так страшна сама по себе их неопытность, как переоценка ими своих навыков».

Согласно эффекту Даннинга-Крюгера, к самонадеянности обычно приводит недостаток компетентности. Желающим ознакомиться с подобными примерами достаточно включить телевизор. Плотность примеров (их количество в единицу эфирного времени) напрямую зависит от возможности оппозиции конкурировать за власть. При стремлении такой возможности к нулю самонадеянность представителей власти стремится к бесконечности.

Причина связи нуля с бесконечностью авторы эффекта связывают с тем, что «Первое правило клуба Даннинга-Крюгера заключается в том, что вы не знаете, что состоите в этом клубе». А при отсутствии политической конкуренции пополнить багаж знаний политиков, отягощенных властью, некому.

Кто и когда в последний раз наблюдал критику решений, принимаемых на вершине властной вертикали в беларусских государственных СМИ? Отзовитесь, если такие имеются.

Надежды юношей питают.

Но автор статьи перешагнул за седьмой десяток. С надеждами у него напряженка. Да и о каких надеждах речь, если на днях один бывший сотрудник самой солидной газеты страны рассказал ему о привычке одного очень популярного в свое время главного редактора напоминать на планерках сотрудникам о том, что они выпускают газету для одного лишь читателя.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.