TOP

БЕЛАРУСЬ ДЛЯ КИТАЙЦЕВ

Трамплин для карьеры или дом родной?

В студенческом городке БГУ на улице Октябрьской в Минске я оказалась не случайно. Мне хотелось написать материал о студентах из КНР, которые живут и учатся в Минске. Герои статьи — студенты последнего курса филфака, будущие переводчики Лиза, Лида и Федор. Русские имена — для удобства общения, по-китайски их, конечно, зовут иначе. Федор и Лиза приехали в Минск на стажировку из университета Харбина, Лида — из Шанхая.

О чем наш разговор? Не о белорусско-китайской дружбе и даже не о трудностях в изучении русского языка — об этом и так много говорят и пишут. Меня интересует их быт в Беларуси, планы на будущее, хотят ли они остаться здесь после обучения…

О климате и погоде

Белорусский общественный климат вполне подходит для иностранных студентов. Отношение к ним — от терпимого до равнодушного или немного раздраженного. За время, проведенное с новыми знакомыми, я иногда замечала недоброжелательные взгляды людей, но не было никаких высказываний или открытого хамства.

Студент Федор сам выбрал Беларусь для прохождения стажировки, сам платит за свое обучение, вернее, его родители. На вопрос, почему он решил учиться именно в Минске, ответил: во-первых — это дешево, во-вторых — безопасно. На улицах нет «скинхедов», как во многих городах России. Ни разу на него или его знакомых не пытались напасть из-за расовой неприязни. В России такие случаи происходят постоянно со студентами разных национальностей.

 Что касается белорусской погоды — тут китайцы могут нам только позавидовать. По количеству погодных катаклизмов на душу населения Китай если не впереди планеты всей, то уж точно на одном из первых мест. Так что наша погода им нравится, даже холодные зимы не смущают. Студентка Лида из Шанхая (южная провинция) мечтательно говорит: «У вас выпадает снег…».

 О ценах и продуктах

Стоимость стажировки на филологическом факультете — около 1300 долларов за семестр, место в общежитии — 100 тыс. руб. в месяц (комнаты 3-местные). Такая цена иностранцев устраивает. Многие студенты из Китая приехали сюда по обмену, а туда поехали стажироваться белорусы. В этом случае обучение и проживание в общежитии бесплатное. На питание и карманные расходы на одного человека уходит около 150 долларов в месяц. По нашим меркам — довольно скромно.

Например, эти студенты редко питаются в кафе или столовой — готовят еду сами. Их кухня отличается большим количеством трав и специй, поэтому еда в общепите им кажется очень пресной. Продукты закупают на Комаровском рынке или в «Панораме». Здесь дело не столько в цене, сколько в ассортименте.

С Комаровки мы вышли с таким набором продуктов: помидоры, грибы вешенки, имбирь и курица.

 

Рядом с общежитием есть магазин, в котором продают самые настоящие китайские продукты: лапша многих видов, соусы, сладости и еще много всего, чего я раньше не видела ни в одном магазине или на рынке. Все в одном месте. Не дешево, но очень удобно. Купил в магазине нужные продукты и приготовил обед не хуже, чем дома. Хозяин магазина не испытывает недостатка в покупателях.

 Об отдыхе

Как и у всех студентов, у моих знакомых мало свободного времени.

На мой вопрос, где отдыхаете, я услышала ответы — в общежитии и на набережной возле общежития. А как же ночные клубы?

За все время в Минске Федя один раз был на дискотеке в ночном клубе. Ему понравилось, но больше он туда не ходил. Отвечает: «Слишком много алкоголя. Я к этому не привык. Потом было трудно на занятиях». Лида иногда ходит в театр, была несколько раз в музеях, с удовольствием отдохнула бы на дискотеке, но нет подходящей компании. Лиза ходила бы в кино, но одной ей скучно. Все трое хотят иметь компанию и не замечают, что она у них уже есть — они ведь друзья. Кстати, в китайском языке есть термин — брат (сестра) по учебе. Но, может быть, за рамки учебы это не распространяется? Хотя в магазины, на рынок они ходят вместе…

На набережной возле общежития очень красиво, можно просто сидеть, читать, готовиться к занятиям или отдыхать с пивом и закусками. Мы как раз там гуляли, и я задала вопрос:

— Чем отличается ваша жизнь в Минске? Что вас здесь удивило?

Посмотрев на компании, сидящие на берегу, Федор ответил:

— Я был очень удивлен, когда увидел, как у вас на улице сидят люди, пьют водку, закусывают чипсами и поют песни. Сейчас я привык и уже не обращаю на них внимания.

— А у вас так не делают?

— Есть кафе, где продают алкоголь и разные закуски — не чипсы. Есть караоке. Но у нас не принято употреблять алкоголь прямо на улице, да и невозможно так сидеть из-за тяжелого воздуха и шума от машин.

 О политике и интернете

Почти все мы ездим в метро, садимся и выходим на станции «Площадь Ленина», проходим мимо бюста Ленина в сторону площади, но многие ли обращали внимание на сооружение в виде серпа и молота в центре платформы? Лично я — никогда.

— О! Смотрите, здесь символ коммунизма! — Лида показывает на уродливую конструкцию.

— Где?! — спрашиваю я, хотя стою в пяти метрах от нее.

— Ну вот же, серп и молот…

Действительно, перед нами символ коммунизма, только я об этом ни разу не задумывалась.

— У нас в Китае правит коммунистическая партия, — сообщает мне Лида.

Почему-то эта тема застала меня врасплох.

— Вы считаете, что это хорошо? А вы знаете о событиях на площади Тяньаньмэнь? О том, что погибло много студентов?

Ответ Лиды меня удивил:

— Я знаю. Но почти никто из студентов в Китае не знает.

— Как это?!

Оказывается, у них не рассказывают об этом в школе и институте. Нет доступа в интернете к сайтам, рассказывающим об этих кровавых событиях.

— А как ты узнала?

— Узнала уже в Минске. Зашла в интернет и прочитала в Википедии.

— На русском?

— Нет. На китайском. Но дома этот сайт недоступен.

— Как ты теперь к этому относишься?

— Я считаю, что нехорошо скрывать от людей информацию. Пусть даже что-то плохое, но они должны знать правду.

О карьере

Мои герои по окончании учебы и стажировки вернутся домой с дипломом переводчика русского языка. В Китае их специальность востребована и хорошо оплачивается, и вовсе не из-за сотрудничества с Беларусью, а в связи с растущими торговыми связями с Россией. Россия — действительно крупный торговый партнер, отсюда и интерес к русскому языку.

Самые выгодные предложения о работе можно получить от крупных китайских и иностранных компаний, которые хотят продвигать свое производство и продукцию на территории России. Кстати, при приеме на работу в эти компании молодежь нередко сталкивается с дискриминацией — юношей охотнее берут на работу, чем девушек. Они считаются более перспективными сотрудниками, им больше платят. В основном это связано с тем, что девушка рано или поздно захочет создать семью, стать мамой, а это не входит в планы крупных работодателей.

Хотят ли ребята остаться жить в Беларуси? Конечно, хотят. Здесь им нравится все или почти все: климат, люди, политика государства, они стали бы идеальными подданными для сегодняшнего режима. Но… Как они будут жить, получая среднюю белорусскую зарплату? Где? Халявного общежития уже не будет. Найти высокооплачиваемую работу по специальности им вряд ли удастся. Забыть о дипломе и работать продавцом на рынке? Не думаю, что ради этого родители и страна вкладывали средства в их образование. Китайцы действительно очень трудолюбивые, целеустремленные и амбициозные — жизнь в Беларуси с низким уровнем зарплат и европейскими ценами, наверное, не для них. 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.