TOP

РОДОВЫЙ ПОРОК

Они лгут так последовательно, что с небывалой точностью обозначили границы правды.Станислав Ежи Лец Итак, президент А. Лукашенко публично признал факт, который белорусские власти три недели упорно отрицали: незаконное пересечение границы шведским самолетом было. 

Уже доводилось писать, что эта история ввергла белорусские власти в двойной конфуз. Мало того, что она выявила всю ненадежность нашей обороны. Но власти еще усугубили свое неловкое положение тем, что стали отрицать сам факт нахождения шведского самолета в нашем воздушном пространстве. Это была традиционная реакция идеологической машины недемократического государства, в котором всеблагая и безгрешная власть презентуется как абсолютное добро, а ее противники — как абсолютное зло. Официальная пропаганда просто не готова к таким вызовам, любое ЧП ее парализует, приводит в состояние ступора. Вспомним, что примерно так же реагировала советская пропаганда на сбитый южнокорейский «Боинг» над Камчаткой или на Чернобыльскую аварию. Все тот же алгоритм. Первая реакция: ничего не было. Потом — была провокация. И лишь затем стыдливое признание факта, но в смикшированном виде. В нашем случае А. Лукашенко утверждает, что наши ПВО шведский самолет зафиксировали, но почему-то не прореагировали.

Примерно так же вели себя государственные СМИ во время прошлогоднего экономического кризиса. В стране ажиотажный спрос на товары и валюту, население стоит на ушах, а официальная пропаганда ничего этого не замечает, работает в традиционном режиме. Потому что ждет указаний, как все это интерпретировать. Вот и теперь тот, кто побежал впереди паровоза (пропагандистский спецназ власти), сел в большую и грязную лужу.

Лет десять назад политическое руководство, может быть, до самого конца выдерживало бы первоначально взятую линию, дескать, ничего не было. Тем более, что это событие никак не затронуло простого обывателя, оно взбудоражило лишь очень политизированную часть общества. Но теперь мы живем в эпоху интернета, который становится мощным катализатором общественного внимания. И А. Лукашенко рассудил, что продолжать все отрицать глупо, что нужно попытаться если уж не превратить минус в плюс, то, по крайней мере, нейтрализовать негативный эффект первоначального публичного отрицания.

Судя по всему, политическое руководство видит позитивный смысл этого признания в русле давно принятой пропагандистской схемы: царь хороший, бояре плохие. Якобы всезнающий и всевидящий вождь за всем внимательно следит, все контролирует и регулярно поправляет глупых, несмышленых и вороватых чиновников, так и норовящих исказить единственно верную, даже сакральную генеральную линию. Как это было в случае с фальсификациями во время проведения Еврофеста, как это произошло теперь с этим злосчастным шведским самолетом.

Но, с другой стороны, это признание А. Лукашенко выявило, вытащило на поверхность, сделало публичным принципиально важное явление белорусской общественной жизни. Оказывается, государственная власть в Беларуси покоится на лжи и фальсификациях. В течение нескольких месяцев дважды (истории с Еврофестом и шведским самолетом) президент вынужден был признать, что властные институты занимаются обманом. И это уже не случайность, а системная закономерность, базовая ущербность.

Судя по всему, этот родовый порок созданной им системы власти не слишком волнует президента. Напомним, что за фальсификации на Еврофесте фактически никто не понес наказание. Ибо ложь — необходимый и неотъемлемый элемент этой системы, она имманентно в нее встроена. И попытка избавиться от данного порока разрушит сам институт власти. Правда, это вирус, который парализует его, зараженная им система пойдет вразнос. Как гласность в период горбачевской перестройки стала смертельным оружием для советского режима.

Выход из этого нелепого положения, который нашел А. Лукашенко, также оказался традиционным. Из его выступления на совещании 26 июля следует, что Беларусь — это крепость, осаждаемая врагами. Кругом враги, внешние и внутренние. В общем, ничего нового Александр Григорьевич не придумал. Уже 18 лет он объясняет все провалы своей политики происками врагов. И чтобы бороться с ними, надо идти по пути милитаризации общественной жизни.

А. Лукашенко признает, что ПВО дала маху и обещает наказать виновных. Но пытается смягчить неблагоприятное впечатление тем, что якобы наши военные самолет заметили, но никакой реакции не последовало. С учетом той пыли в глаза, которую пускали наши генералы в течение трех недель, трудно сказать, насколько это соответствует реальности. Вполне возможно, что мы имеем дело с попыткой оправдаться и перед собственными гражданами, и перед Россией, с которой у нас единая система ПВО.

И тут любопытна еще одна реплика президента: «Но почему начальники не пресекли этот полет? Кого жалели?» Т. е. из нее вытекает, что самолет надо было сбивать. Как сбили воздушный шар с двумя американцами в 1995 году. Как сбили южнокорейский пассажирский «Боинг» в 1983 г. Это нормальная логика власти, функционирующей по модели осажденной крепости.

В выступлении А. Лукашенко на совещании 26 июля незаметно акцент переносится с врагов внешних на политических противников внутри страны. «Это как раз тот момент, когда происходит активизация как за пределами страны, так и внутри страны тех, кто страшно ненавидит нашу Беларусь… Под патронажем многочисленных организаций, формально действующих под флагом распространения демократии, выращиваются, консолидируются и направляются в нужное зарубежным хозяевам русло внутренние деструктивные силы», — отметил президент.

В этом смысле принципиально важно следующее заявление президента: «Ситуация, мы это видим и по арабской весне, и по Сирии, сегодня мгновенно меняется, и армия должна быть приспособлена к этой ситуации, если не дай Бог что случится». Как известно, «арабская весна» — это народные выступления против диктаторских режимов, которые в некоторых из них (Ливия, Сирия) переросли в гражданскую войну. Таким образом, в переводе на русский язык заявление А. Лукашенко означает, что он готов задействовать армию против восставшего народа. Т. е. функции Вооруженных сил страны меняются. Теперь важной их задачей становится нейтрализация внутренних врагов.

И тут возникает соблазн отыграться за провал нашей ПВО на собственных гражданах. Как говорит А. Федута, фарс начинает превращаться в трагедию. Виновными объявлены двое молодых людей. Это 20-летний студент института журналистики БГУ Антон Суряпин, который первым выложил на своем сайте фотографии сброшенных шведами игрушечных медведей. Второй — Сергей Башаримов, риэлтор, который занимается сдачей квартир на короткий срок, судя по всему, шведы — участники акции снимали у него жилье. Только в атмосфере милитаристского психоза можно свалить вину за провалы государственных органов на журналистов, информирующих общество о неприятных для власти фактах, и мелких риэлторов.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.