TOP

ОТСЕЛЬ ГРОЗИТЬ МЫ БУДЕМ ШВЕДУ

«Швеция проявляет на первый взгляд непонятную активность на белорусском направлении. Весьма необычна фигура шведского посла господина Эрикссона, владеющего белорусским языком и активно его использующего. Уже одно это является ярким свидетельством повышенного интереса Швеции к Беларуси».«Советская Белоруссия» 31.07.2012 г.

Шведский «плюшевый десант» вызвал такую цепную реакцию, лавину политических событий, на которую вряд ли рассчитывали его организаторы. Процесс приобретает все более сюрреалистический, фантасмагорический характер. Начавшись как невинная шалость, фарс, эта история грозит перерасти в полномасштабный дипломатический конфликт Беларуси с Европой.

Чем дальше, тем больше выясняется, что визит шведского самолета стал для политического руководства страны шоком, тяжелой психологической травмой, личной драмой. «Плюшевый десант» разрушил тот символ веры, на котором долгие годы покоилась вся белорусская социальная модель, а именно: образ сильного государства. В прошлом году сильный удар по этому образу нанес экономический кризис, продемонстрировавший неспособность властей защитить доходы людей. Затем произошел теракт в метро, показавший бессилие правоохранительных органов в обеспечении безопасности своих граждан. И вот теперь полет шведского самолета выявил неспособность государства быть гарантом внешней безопасности страны. И обыватель, как герой известного фильма, вправе задать вопрос: в чем сила, брат?

И, похоже, президент ожесточился сердцем. И единственный вопрос, который его сейчас интересует, был задан на совещании 26 июля: кто-то должен за это ответить. Поиск виновных и составляет сейчас главное содержание политического процесса.

Произошли громкие отставки в руководстве силовых структур. Однако вовсе нет ощущения, что виновные наказаны и справедливость восстановлена. Наоборот, создается впечатление, что просто найдены жертвенные козлы. А. Лукашенко использовал скандал со шведским самолетом, чтобы перетасовать кадры, исходя совсем из других соображений, далеких от степени вины генералов.

Не надо быть большим специалистом, чтобы понимать, что в беспрепятственном пролете через территорию Беларуси шведского самолета в первую очередь виноваты военные. Дала маху противовоздушная оборона. Поэтому, казалось бы, первый кандидат на отставку — это министр обороны Ю. Жадобин. Но он получил лишь предупреждение о неполном служебном соответствии. Отправлен в отставку командующий Военно-воздушными силами и войсками ПВО Д. Пахмелкин. Казалось бы, все правильно. Но обращает на себя внимание то, что он заступил на свой пост только полгода назад. А ряд офицеров ПВО уже после «шведского десанта» были награждены «за образцовое несение службы».

Зато отправлен в отставку председатель Государственного пограничного комитета И. Рачковский. Причем, как следует из реплик А. Лукашенко, пограничники, в отличие от средств ПВО, зафиксировали самолет. И единственная их вина в том, что не сбили. Хотя пограничники не имеют таких средств контроля за небом и уничтожения воздушных целей, как военные.

Представляется, что «шведский десант» стал лишь поводом для отставки И. Рачковского. А причина была проговорена А. Лукашенко во время назначения нового главы этого ведомства. В вину генералу было поставлено то, что его ведомство стало заниматься «некой пограничной политикой», т. е. надо понимать, улучшением внешней презентабельности, имиджа этой структуры и белорусской границы вообще. «Неправильно, что мы пограничников сделали больше политиками, чем военными людьми. Главная их задача — охрана государственной границы», — сказал президент. Вот где корень проблемы. Ведь всем же давно объяснили, что в стране только один политик. А все остальные — рядовые исполнители. Помните, как на одном из совещаний глава государства одернул тогдашнего премьера С. Сидорского, который осмелился рассуждать о социальной политике. Смысл реплики А. Лукашенко состоял в том, что политика — это не ваше дело, это прерогатива президента, а вы должны заниматься чистой экономикой. И кто этого не понимает, претендует на что-то большее, переводится в резерв. Это в лучшем случае. А в худшем…

Однако первыми виноватыми оказались вовсе не генералы, а студент-журналист А. Суряпин и риэлтор, занимающийся сдачей квартир, С. Башаримов. А следующим попал под раздачу посол Швеции С. Эрикссон. И это по-своему логично.

Вся созданная в Беларуси система государственной власти заточена на борьбу с врагами внутренними и внешними. Такая программа в нее заложена. И когда случается ЧП, система начинает работать на автомате. Когда произошли взрывы (в 2005 году в Витебске, в 2008 г. в Минске, в 2011 году в минском метро), первым делом власти обвинили оппозицию, начали задерживать ее представителей. Так и теперь, виновными объявлены журналисты и Швеция.

Молчавшие три недели государственные СМИ теперь как с цепи сорвались. Они обвинили в причастности к «плюшевому десанту» правительство Швеции и даже назвали это «провокацией НАТО» (телеканал «Беларусь-1» в воскресенье). Хотя никаких фактов, подтверждающих эти обвинения, не приведено. Посол Швеции в Беларуси, любимец многих белорусов Стефан Эрикссон выслан из страны. Вдогонку на него в стиле белорусской пропаганды навесили всех собак. Он обвинен в финансировании и обучении экстремистов, которые организовывали беспорядки, дрались с милицией, в контрабанде товаров через границу.

Особенно умиляет обвинение в том, что он … выучил белорусский язык (см. эпиграф)! Что очень подозрительно! Это фенита, оговорка по Фрейду. Реплика «Советской Белоруссии» выявила все комплексы правящей элиты, которая белорусский язык не знает и не хочет знать. С. Эрикссон стал всем им немым укором. Такого простить не могли.

Высылка С. Эрикссона может стать началом новой дипломатической войны Беларуси с ЕС, повторением того конфликта, который произошел в первой половине года. Тогда на требование белорусского МИДа, чтобы посол Польши и посол ЕС в Беларуси выехали для консультаций, все послы стран Евросоюза в знак солидарности покинули Минск.

Теперь начало белорусско-шведского дипломатического конфликта более скандальное, чем это было в феврале. Ныне посла Швеции просто выдворили (не продлили визу), а не предложили выехать на время для консультаций. В ответ шведские власти высылают из Стокгольма двух белорусских дипломатов (посла Беларуси в Швеции сейчас нет). По дипломатическим правилам теперь официальный Минск должен дать симметричный ответ, потребовать выехать из страны двум шведским дипломатам. С учетом того, что в белорусском посольстве в Швеции и шведском посольстве в Беларуси работает всего несколько сотрудников, все это может привести к прекращению деятельности диппредставительств.

В феврале жесткий ответ ЕС последовал на менее брутальные действия белорусского руководства. Снова дипломатическая война?

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.