TOP

ПРОСТЫЕ ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

У нашей власти есть одно простое желание — хоть на шажок приблизиться к «золотому миллиарду», к тем странам, которые задают тон в мировой политике и экономике.

Нашего президента (страны и НОКв одном лице) не пустили в свою песочницу западные страны. Греция на грани выхода из еврозоны. В Беларуси высшее образование подорожало вдвое за последнюю пятилетку. В ЮАР выпал снег, а в Хорватии температура дошла до 40 градусов со знаком плюс. Сын Медведева будет учиться в МГИМО на юриста. В Минске требуется 10 тысяч дворников, а есть только 7 тысяч… Таковы приметы времени: совсем оно какое-то нестабильное стало…

* * *

Кстати, о дворниках. В столице масса вакансий, загляните на сайт Мингорисполкома. Только не падайте в обморок, когда увидите цифру предлагаемой зарплаты. Всего-то 1 млн 400 тысяч рублей. Соседка вот тоже дворник (или дворница?). Живет она бедно, поэтому захотела увеличить овердрафт.

Сотрудница банка сильно удивилась:

— А разве такие зарплаты еще есть?

Есть, уважаемая, есть. Бывает даже меньше. Впрочем, имеются в виду дворники для ЖЭСов. Есть и другие предложения, например, в торговые сети. Там побольше платят, начиная от двух миллионов. А все равно желающих нет. Старики уже, как бы это сказать, старые, чтобы махать метелкой, молодые вообще о таких заработках слышать не хотят.

Все же усматриваю в этом некоторую долю демократизма. Теперь, если вы живете недалеко от Минска и можете в полседьмого взять в руки метелку, или косу, или выкатить мусорные баки, то вас на работу возьмут. Предполагаю, что возьмут и судимого гражданина, даже с двумя-тремя сроками. Вот только такой гражданин на такую работу не пойдет. Ему, извините, это будет западло. Да и гражданин несудимый тоже вряд ли пойдет. Ему денег мало покажется.

Одним словом, просто работоспособный человек становится фигурой номер один. А если еще непьющий, умеющий что-то делать руками, то ему точно цены не будет. Что называется, он будет на вес золота. Ну что ж, великая октябрьская социалистическая революция наконец достигла своей цели: человек труда правит бал. Хотя, по большому счету, правят все же им…

* * *

Поговорим об образовании.

У нас во дворе сразу две школы. Одна вначале была просто школой, потом стала гимназией с углубленным изучением физики и математики. Вторая с самого начала была школой со спортивным уклоном. Рядом с ней-то и построили теннисный корт. Красивый такой корт, грунтовый, покрытый специальным оранжевым грунтом. Поскольку все это хорошо видно с нашего десятого этажа, то историю корта я знаю.

Какие-то признаки оживления там проявились всего пару лет назад. Вдруг возник какой-то мужчина, который укатывал грунт тяжелым катком, летом поливал его водой из шланга, подновлял разметку. Потом появился другой мужчина, он установил сетку, в руках он иногда держал ракетку и даже иногда лупил по мячу в сетку. Партнера у него не было потому что. Наверное, тренер, предположил я.

И правда, в нынешнем году возникли маленькие дети, человека три-четыре. Мужчина начал их обучать азам тенниса. Учил правильно держать ракетку, двигаться по корту. Даже издалека было видно, что это не теннисная академия Ника Болитьери, у которого обучалась едва ли не половина прошлых и нынешних звезд. Ажиотажа не чувствовалось. Ну, понятно, это всего лишь обычная школа. Может, в будущем тут обнаружится новая Азаренко, а скорее всего, нет. Учеников слишком мало. Но почему?

Да тут все просто. Вы наведайтесь в магазин спортивных товаров, посмотрите, сколько стоят ракетки, мячи, форма, обувь и т.д. Точно не скажу, но несколько миллионов. Теперь подумайте, сколько родителей могут позволить себе такие траты, без гарантии их возврата хотя бы в будущем. Я вот тоже подумал: стоило ли вообще строить этот корт? Наверное, это дорогое удовольствие, да и занятие слишком дорогое. Нет, корт построили правильно. Но что за этим фактом стоит?

Думаю, одно простое желание хоть на шажок приблизиться к «золотому миллиарду», к тем странам, которые задают тон в мировой политике и экономике. Вряд ли это поможет, все равно не приблизимся, хоть всю страну кортами застроим (как и ледовыми дворцами). Почему Лукашенко не пустили в Лондон? Те, кто не пустил, договорились между собой: Лукашенко — персона нон-грата. Потому что к демократии плохо относится. А теннисные корты и ледовые дворцы не есть автоматический пропуск в рай «золотого миллиарда». Увы, но это так.

* * *

Продолжим об образовании.

Приятная новость — БГУ вошел в топ-список 600 лучших вузов мира и теперь занимает там 595-е место. Я ведь тоже БГУ окончил. Правда, на это мне потребовалось 9 лет. А все равно приятно. Хотя, честно говоря, я больше самообразованием занимался, понимая, что никакой университет писать не научит.

Огорчает вот что: стоимость образования неуклонно растет. На престижных специальностях того же БГУ студенту придется платить с 1 сентября 15 млн в год. И все тут сразу понимают, что платить будет не студент, а его родители. Про бюджетные места говорить не стоит, суммы касаются платников. И опять вопрос: много ли таких родителей, которые легко выложат 15 миллионов?

Все упирается в экономику. Кто-то без проблем заплатит, кто-то не сможет это сделать никогда. Да и потом, те, кто сможет, разве они отправят своего ребенка хоть в БГУ, хоть в БГУИР? Деньги есть на учебу, значит, отправим нашего мальчика (девочку) в Лондон. А то, может, и в Оксфорд. Логично — с дипломом Оксфорда всегда найдешь престижную работу с престижной зарплатой.

Так ведь подобное происходит во всем мире. Деньги — образование — деньги — высокий социальный статус. Плюс еще папины деньги. Зачем мне эти родные пенаты, в чужих пенатах гораздо лучше. И спокойнее…

Знакомая, с которой мы учились на смежных курсах, после защиты диплома осталась в Минске, пошла в школу. А в этом веке вплотную занялась репетиторством. Нет, в школе она еще преподает, но без прежнего пыла. Говорит, что деньги небольшие, а писанины — море. В репетиторстве наоборот: писать ничего не надо, а денег несравненно больше.

За полгода в системе образования на работу было принято 24 590 человек, а уволилось 39 145. Ну и куда они пошли? Не очень многие стали заниматься репетиторством, а остальные пошли в частный бизнес, на предприятия. Знакомая утверждает, что уходят наиболее профессиональные люди, они и пришли в школу по призванию. Но почему именно они? А им просто осточертела бесконечная писанина и изнурительный контроль в политико-воспитательном смысле. Вот и моя одноклассница, она тоже педагог, говорит о том же: в школе стало трудно работать людям неординарным.

Что интересно, те, кто сегодня поступают в вузы, не все, но многие, с невысокими баллами по результатам тестирования, мечтают совсем не о будущей профессии и желают грызть не гранит науки, а просто грызть. У них мечта элементарная: поступить, чтобы пожить в столице и постараться найти работу. Потом завалить первую сессию, но постараться закрепиться в Минске. Ну что ж, люди есть люди. Если не получается устроить себе приличную жизнь честно, то можно и не совсем честно…

* * *

У нас детсад один переселили в другой детсад. В самом здании оставили сторожей да дворников. Я здесь часто прохожу мимо, вижу, что идет якобы ремонт. Якобы, это потому что ремонт идет странно: вяло, малоактивно. Уже скоро воспитанников садика надо переводить незад, а ремонту конца-краю не видно. Если машина со строительными рабочими приезжает, то обычно часам к одиннадцати. Рабочие чего-то там делают, а больше — курят, треплются о своих делах, иногда выпивают.

Как-то раз они у меня стрельнули закурить. Естественно, воспользовался:

— Что-то вы, мужики, не сильно рветесь работать…

— А че нам? Мы — работяги, пускай начальство думает. У нас сейчас пять заказов на ремонт садиков, а рабочих не хватает. Вот нас то на один объект, то на другой. День там работаем, день там.

— И что, хорошо платят?

— А по пять лимонов выходит.

— А если не успеете ремонт сделать?

— Ой-ё! А нам что? Мы тут при чем?

Ну что тут скажешь? Да и стоит ли говорить… Беларусь ничем, кроме названия, от других стран СНГ, а также от стран третьего мира не отличается. Нерадостное открытие…

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.