TOP

ФЕМИНИЗМ: ОБЩЕСТВО ПРОТИВ «СИНИХ ЧУЛКОВ»?

В рамках европейского диалога по модернизации Беларуси регулярно всплывает тема прав человека и необходимости модернизации законодательства, касающегося этих прав.

В женских организациях (а их в Беларуси больше 20) идут дискуссии о равенстве полов и ущемлении женщин. Но до сих пор никто внятно не предложил, как можно модернизировать законы, чтобы гендерное равенство в стране восторжествовало раз и навсегда.

Пока руководители женских организаций разрабатывают предложения, мониторинговое агентство NewsEffector совместно с Фондом «Интеграция» провело в Беларуси, России и Украине исследование об отношении мужчин и женщин к феминизму. И выяснило: в Беларуси феминизма фактически нет. Как явление, количественно он может соревноваться с… гомосексуализмом. Например, только 4% женщин считают себя феминистками. Мало того, более половины опрошенных мужчин признались, что относятся к таким женщинам с отвращением.

Опрос проводился в первой половине августа и в нем принимало участие 8400 человек в возрасте от 18 до 55 лет. Правда, не ясно, как именно формулировались вопросы. Директор агентства NewsEffector Сергей Мороз признал:

— Идеи феминизма пока не прижились в наших странах — их не разделяет подавляющее большинство не только мужчин, но и женщин. Вместе с тем около половины женщин в России, Украине и Беларуси считают, что по целому ряду вопросов права мужчин и женщин должны быть равными.

Председатель правления международного общественного объединения «Гендерные перспективы» Ирина Альховка рассказала БелаПАН: сложившуюся ситуацию можно объяснить тем, что в Беларуси сформировалось предвзятое отношение к феминизму и феминисткам, которых зачастую считают несостоявшимися женщинами, «синими чулками», непривлекательными и мужеподобными особами. И что феминистов-мужчин в нашей стране вообще нет, равно как и довольно редко можно встретить мужчин, выступающих за равноправие полов в принципе.

— Задача феминизма состоит не в том, чтобы люди поменялись полами, а в том, чтобы они не связывали свои социальные роли с биологическими, — отметила Ирина Альховка, раскрывая смысл феминизма.

 

Зарплата завязана на процент

Ангелина Демина — 40-летняя бизнес-вумен. Владеет несколькими небольшими компаниями, занимается общепитом, логистикой, складами.

— У меня работают по большей части женщины, — говорит Ангелина. — Поэтому мне сложно размышлять об ущемлении прав женщин. Сама я с дискриминацией давно не сталкивалась, последний раз лет пять назад, когда гаишник влепил полный размер штрафа, узнав, что на машину я заработала сама. Да, что я женщина, и привлекательная, нередко отмечают, но это не дает особенных бонусов и не доставляет проблем. И работников нанимаю не по принципу пола. Я слышала, что рассказывают, мол, женщинам в Беларуси платят меньше, чем мужчинам. Но мне кажется, в частных компаниях платят столько, сколько человек стоит. И пол тут ни при чем. Например, в транспортной логистике работники должны приносить компании прибыль. И чтобы их стимулировать, зарплату назначают в зависимости от того, сколько люди заработают для компании. Как ни странно, самые «получающие» — именно женщины.

— Почему, на ваш взгляд, у нас не любят феминисток?

— Все просто: потому что толком люди не знают, кто это такие. У мужчин, с которыми заговаривала об этом, первая ассоциация — старая дева, злая, не разрешает открывать перед собой дверь и ненавидит мужчин. Второй вариант ассоциаций: это гром-бабы, которые коня на скаку остановят и которые превращают белорусских мужчин в слабый пол. А потом расстраиваются, что нужно опять тушить избу самой.

Кстати, не только Ангелина мало знает о феминизме. О нем мало женщин знают в принципе.

— Почему? Потому что вопрос о правах женщин в Беларуси мало актуален, — считает еще одна предпринимательница, Елена Губкина. — Простой феминизм уже дал все, что мог дать: у женщин есть право на образование, здравоохранение, на труд, отдых, больше прав на детей, хорошо защищены права при разделе имущества при разводе. Потому и нет огромного количества феминисток, что бороться не с чем. Единственная актуальная проблема, смежная с гендерной, — это насилие в семье. Насилию подвергаются даже женщины, занимающие некие посты на работе. И тут хотелось бы гармонизации законодательства с европейским. Там все схемы охраны жертв домашнего насилия отработаны. Что-то пытались принять подобное наши парламентарии, но, насколько я знаю, до сих пор не приняли. Так вот: надеюсь, наши женские организации тему борьбы с домашним насилием не оставят. Ну и объяснят широкой общественности, что сейчас такое этот их феминизм. Может, я сама феминистка, а об этом не знаю?

 

Цифры

Численность женщин в Беларуси — 53,4% от общей численности населения.

Численность обучающихся женщин — 51,1% от общей численности обучающихся.

В РБ образовательный уровень женщин выше, чем у мужчин, и сохраняется таковым на протяжении длительного периода. Среди работающих женщин 54,6% имеют высшее и среднее специальное образование, среди мужчин — 37,1%. В общей численности рабочих преобладают мужчины (56,3%), в общей численности служащих — женщины (68,1%).

В основном «женскими» являются коллективы организаций торговли и общественного питания, учреждений культуры, финансов, кредита и страхования, образования и здравоохранения. Удельный вес женщин в этих отраслях составляет от 73,9% до 85,7%.

Доля женщин в общей численности учителей — 85,3%, из числа директоров и их заместителей женщины составляют 82,6%.

Среди государственных служащих всех уровней управления 67,4% составляют женщины, как правило, занимающие должности главных, ведущих и других специалистов. Среди руководителей (первых лиц) республиканских органов государственного управления и их заместителей женщин 19,6%.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.