TOP

О ЧЕМ ВЫБОРЫ

Отдав свой голос, мы затем лишаемся голоса; это вполне логично.Ежи Лещинский До дня голосования осталось еще полторы недели. Активно продолжаются выступления кандидатов в депутаты по радио и телевидению. Но уже сейчас можно делать некоторые выводы об особенностях этих выборов. 

Обычно в любой избирательной кампании, даже проходящей в недемократических условиях, вырисовывается какая-то главная тема, на которой сфокусировано внимание, и вокруг которой происходит если не полемика, то агитационная активность политических субъектов. Этот основной вопрос выборов определяется либо самой логикой политического процесса, либо навязывается обществу доминирующей политической силой, обладающей наибольшими информационными возможностями.

Например, во время парламентской избирательной кампании 2004 года главной темой выборов был референдум об изменении в Конституции, предоставляющем А. Лукашенко право баллотироваться в президенты неограниченное количество раз. В ходе президентских выборов 2010 г. в центре дискуссии были итоги правления действующего главы государства.

А какая главная тема в нынешней, пусть и очень скучной избирательной кампании? Как говорят политтехнологи, о чем теперешние выборы?

Власть даже не пыталась навязать электорату какую-то главную тему. В стремлении деполитизировать выборы она хотела отвлечь внимание от общенациональных политических вопросов, свести кампанию до местных проблем, бытовых нужд избирателей: ремонт жилья, улучшение медицинского обслуживания и пр. В этом смысле интересно заявление председателя Центризбиркома Л. Ермошиной в эфире телеканалу «Беларусь 1» в воскресенье. Подразумевая представителей оппозиции, она сказала: «Большинство кандидатов ничего не говорят о нуждах избирательного округа. То есть они абсолютно не доводят до избирателя те небольшие дела, которые они будут стремиться сделать, находясь в парламенте, именно для жителей небольших городов, для районов, областных центров, отдельных округов Минска. А ведь это насущные интересы граждан, и это их волнует более всего. Такое ощущение, когда слушаешь некоторых, что мы участвуем в выборах президента. Ну просто глобальные проблемы, вплоть до международных отношений с крупными государствами».

Л. Ермошина, возможно, сама того не осознавая, сформулировала принципиальное отличие белорусской Палаты представителей от парламента демократической страны. В большинстве государств мира парламент — это главный политический институт, определяющий их внутреннюю и внешнюю политику, обсуждающий те самые «глобальные проблемы, вплоть до международных отношений с крупными государствами», над которыми иронизирует глава белорусского Центризбиркома. И в ходе парламентских выборов идет соревнование общенациональных проектов развития страны. Там депутаты — это прежде всего политики, обремененные ответственностью за судьбу государства.

У нас же власти хотят свести избирательную кампанию до тем лампочек в подъезде, графика работы поликлиники или маршрута автобуса. Дескать, говорите о чем угодно, только не лезьте в политику. В Беларуси депутаты не политики (как известно, политик в Беларуси один), а всего лишь ходатаи по решению местных проблем, формальные лоббисты интересов своего округа.

В ходе нынешней избирательной кампании правящая номенклатура всячески стремится законсервировать эту ситуацию, навязать обществу и политическим субъектам именно такую повестку дня, хочет, чтобы, как и прежде, выборы были деполитизированными, тихими.

Однако достичь такой цели власти удалось не в полной мере. Оппозиция смогла навязать этой избирательной кампании свой порядок дня. Благодаря оппонентам власти, главной темой нынешней избирательной кампании стал вопрос о смысле белорусских выборов. Такой посыл упал на благоприятную электоральную почву. Согласно июньскому социологическому опросу НИСЭПИ, только 37% населения считает, что предстоящие выборы будут свободными и справедливыми. Но если они не являются таковыми, то тогда в чем их смысл? Власти стремятся не акцентировать внимание на этой проблеме, хотят, чтобы выборы оставались рутинной бюрократической процедурой, участие в которой есть признак лояльности населения властвующей номенклатуре.

Но оппозиции удалось актуализировать эту проблему, вытащить ее на первый план. Бурные дискуссии о форме участия в этой кампании не только внутри оппозиционных структур, но и, благодаря интернету, в среде политизированной публики привели к тому, что вопрос о смысле выборов, их роли в обществе превратился в главную тему. Что и поставило вопрос о бойкоте в политическую повестку дня.

С самого начала большинство оппозиционных структур склонялось к бойкоту. Уже в ходе самой избирательной кампании власти своими действиями только укрепили эту тенденцию. Репрессии против оппонентов режима усилились, количество политзаключенных увеличилось, представителей демократических сил в избирательных комиссиях уменьшилось. Власти не зарегистрировали ряд оппозиционных кандидатов, которые намеревались участвовать в избирательной кампании до конца (А. Милинкевича, членов организации «Говори правду»). И теперь им ничего не остается, как примкнуть к бойкотистам.

В результате кампания бойкота набрала размах, и власти вынуждены на нее реагировать. Председатель Центризбиркома Л. Ермошина, секретарь ЦИК Н. Лозовик стали объяснять, почему организованное неучастие в выборах — это плохо. Агитирующих за бойкот оппозиционных кандидатов лишили телеэфира. Даже сам А. Лукашенко включился в эту дискуссию, высказавшись резко отрицательно к данной идее. Проправительственная организация «Белая Русь» провела митинг против бойкота. В итоге, благодаря власти и государственным СМИ, об инициативе оппозиции узнали люди, далекие от политики и не живущие в интернете. И вопрос о смысле выборов, которые не являются инструментом избрания или переизбрания власти, оказался в центре внимания общественного интереса в ходе нынешней избирательной кампании. Такая повестка дня теперешних выборов, безусловно, выгодна оппозиции и проигрышна для правящей команды. Оппонентам власти удалось перевести соревнование на информационном экране в нужную для себя политическую плоскость.

Другой вопрос, что эта актуальная для любой страны тема не разбудила белорусское общество. Дискуссии о смысле выборов ведутся лишь в СМИ и интернете. Они не перешли на кухни, в курилки, общественный транспорт. По оценке руководства Центризбиркома, зарегистрированные кандидаты проявляют минимальную активность в плане встреч с избирателями. Общество застыло в состоянии апатии, безразличия и какой-то фатальной обреченности. И оппозиции не удалось его разбудить, к тому же она к этому не особо и стремится. Ибо убеждение населения, что у нас нет выборов, поэтому нужно бойкотировать эту избирательную кампанию, не дает ответа на вопрос, как изменить теперешнюю ситуацию. 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.