TOP

ВЕРНИТЕ ВКЛАДЫ — ВЕРНЕТЕ ДОВЕРИЕ

Сколько уже писано-переписано о так называемой компенсации сгоревших и обесцененных банковских вкладов в нашей республике. Но и сегодня эти разговоры не утихают, в редакции газет почти ежедневно приходят десятки писем. И это понятно. Люди всю жизнь экономили, откладывали копейка к копейке, во многом себе отказывали. И вдруг все это рухнуло... 

Я вспоминаю недавнюю встречу в «Беларусбанке» с немощным ветераном войны.

— Как это ни печально, — рассказывал мне Николай Петрович со слезами на глазах, — но я теперь завидую людям, которых ограбили: у них есть еще хоть какая-то надежда, что грабителей найдут и вернут украденное.

Меня же ограбили дважды — в 1990 году пропали нажитые долгим трудом в шахтах многотысячные сбережения, а в 2011-м в три раза обесценился и теперешний мой скромный банковский вклад. Я уже давно беспомощный больной пенсионер, еле свожу концы с концами. А ограбившие меня мошенники живут, как говорят, припеваючи…

Мне вспоминается, как в начале 90-х годов наш сбербанк развернул бурную деятельность по выдаче льготных кредитов коммерсантам, различного рода дельцам и проходимцам. Им охотно предоставлялись почти беспроцентные кредиты на строительство огромных дворцов и обустройство фирм. Еще и еще раз хочется спросить, почему эти «добрые» деяния должны были осуществляться банком за счет ограбленных вкладчиков? Почему незаконно полученные кредиты были погашены инфляционными рублями? Почему многие из таких кредитов были возвращены банку только после активного вмешательства президента?

В республике до сих пор не реализовано предложение Нацбанка РБ начать с 1 января 2005 года второй этап компенсации обесцененных вкладов. 4 ноября 2004 года газета «7 дней» сообщила: «Национальным банком в соответствии с поручением президента разработаны предложения по решению этой проблемы, которые направлены в Совет Министров. В частности, для поэтапного осуществления дополнительной компенсации предлагается осуществить выплаты в первом полугодии 2005 года ветеранам Великой Отечественной войны, во втором полугодии 2005-го — лицам, достигшим 80 лет».

Обнадежили стариков и опять забыли. Снова глухо, как в танке…

Вопрос компенсации обесцененных банковских сбережений волнует сегодня тысячи обобранных вкладчиков. Куда они только не пишут, надеясь восстановить справедливость.

Роман Рудковский совершенно к месту напоминает, что в нашей Конституции есть статья 44, которая гласит: «Собственность, приобретенная законным способом, защищается государством. Государство поощряет и охраняет сбережения граждан, создает гарантии возврата вкладов». И тут же абсолютно резонно спрашивает: «А что в жизни? Сколько денег пропало у людей, которые, поверив государству, хранили сбережения в банках? Но власть как будто и не слышит…»

А вот строки из письма ветерана труда из Витебска Н.Н. Шашиловой: «Нам говорят: ваши вклады «сгорели». Нет, не «сгорели» они, а пошли на обогащение госчиновников и работников банковских служб, на увеличение их зарплат. Эти «трудяги» получали беспрепятственно льготные кредиты на строительство дворцов. Чужих денег ведь не жалко. После использования таких кредитов, а в Витебске они выдавались только по специальным спискам, от их сумм было отнято сразу четыре нуля, что позволяло закрывать их одномесячной, а то и однодневной зарплатой.

В наших головах не укладывалось, как можно было отнять чужие трудовые деньги и использовать их на собственные нужды. Сегодня на все требования и запросы о выплате компенсации мы получаем формальные, издевательские ответы».

«Присоединяюсь ко всем честным людям, которые высказывают на страницах независимых газет свое справедливое требование возвратить народу украденные у него сбережения, — пишет в редакцию ветеран войны Дина Николаевна Питаленко из Минска. — После окончания ВОВ я вышла замуж за своего одноклассника, тоже участника Великой Отечественной. Вместе работали на белорусской ГРЭС и Оршанской ТЭЦ, учили и воспитывали двух сыновей, достойных граждан Родины. Мы тоже «погорели» со своими вкладами и поэтому считаем, что деньги должны быть возвращены в полном объеме, а виноватые во всей этой волоките строго наказаны».

А жительница Гомеля Н.И. Никитченко в своем обращении через газету к президенту пишет: «Я ветеран труда, инвалид второй группы, родилась в 1929 году. Всю жизнь трудилась, не жалея ни сил, ни здоровья. Надеялась на лучшие времена, с трудом собирала деньги на сберкнижку, чтобы потом помочь детям. Верила и думала, что так и будет. Я ведь одна растила детей и с великим трудом, экономя буквально на всем, собрала на сберкнижке 6760 полноценных советских рублей. А в результате — развал СССР, все мои сбережения превратились в обыкновенную труху. Я ничего не прошу, кроме того, чтобы вернули мне долг — это мое законное право! Я знаю, таких как я, много. Но люди в этом не виноваты. А государство должно заботиться о своих гражданах…»

А читательница из Рогачева О. Петрова твердо уверена, что сказание о сгоревших в наших банках вкладах населения в 90-е годы будет передаваться из поколения в поколение. И тут же интересуется — «как поступит с обманутыми вкладчиками государство на этот раз? Воспользуется ли оно шансом вернуть утраченное доверие к нашей банковской системе, или это доверие давно уже никого не волнует?..»

А вот пару писем по поводу недавнего обесценивания теперешних банковских вкладов. «Долгое время, — пишет минчанин Сергей Вежновец, — наша семья копила деньги в национальной валюте и хранила их в «Беларусбанке». Мы доверяли заверениям первых лиц государства, что они надежно защищены от инфляции. Сегодня с ужасом обнаружили, что в результате хитроумных валютных манипуляций государство фактически конфисковало почти половину наших сбережений. Неужели мы виноваты, что не прятали деньги в купюрах других государств?»

О многом заставляет задуматься и письмо от студентки из Орши Л. Сафоновой. «Осенью 2010-го, — сообщает она, — мне исполнилось 18 лет. Родственники всем миром на день рождения подарили деньги на компьютер. Я решила купить его после первого курса, а деньги положила на счет в банке. Летом я забрала свои сбережения и пришла в ужас: у меня украли более 400 долларов! Моя прабабушка (ей 89 лет) говорит мне, что я должна радоваться, мол, получила урок в начале жизни «малой кровью». От нее я узнала, как поступили у нас с вкладами стариков в 90-х годах.

Из полученного урока я сделала следующий вывод: банки — это лохотронщики, которых «крышует» государство. Ни один банк не разорился, все рентабельны, все работают с прибылью. Выходит, они в шоколаде, а мы в дерьме. Не доверие они будут стараться вернуть к нашим деньгам, а все их старание будет направлено на то, как новых лохов поиметь».

И таких писем в наши СМИ приходит тысячи. Вопрос, как говорят, поставлен ребром. Но ответит ли наконец на него хоть одна из властных и банковских структур? 

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.